В крае продолжается акция «Покупай ставропольское!». Тот самый случай, когда свой патриотизм жители региона могут подтвердить, голосуя рублем за наши, ставропольские продукты. Но не всегда выращенное и переработанное в крае продовольствие успешно конкурирует с привозной едой. И только призывами увеличить долю ставропольских продуктов питания в покупательской корзине наших земляков не получится.
Сам краевой производитель-переработчик должен четко осознавать: потребителя надо завоевать – вкусом, качеством и соответствующей ему ценой. Сложно, но можно, и это подтверждают показатели 2010 г. Однако речь стоит вести и о проблемах, коих в АПК Ставрополья немало. Это подчеркнул на недавнем совещании в Пятигорске первый зампред правительства края Юрий Белый.
Деньги «уходят»
Обсуждали итоги работы организаций по производству пищевых продуктов и напитков в минувшем году и перспективы отрасли в 2011-м. «У нас много хорошей продукции, но мы нередко стесняемся говорить об этом. По ряду направлений мы не только закрываем потребности края, но и вывозим значительные объемы за его пределы – минеральные воды, хлебобулочные, макаронные изделия и еще ряд наименований», - заметил Юрий Белый.
А вот с кондитеркой и колбасами не так гладко – их ввозится в край довольно много. Производить самим конкурентоспособный ассортимент пока не получается. Хотя поддержку власти обещают. Между тем сейчас за счет съеденного на Ставрополье привозного продовольствия из края «уходят» 10-15 млрд руб.! Казна теряет налоги, местные жители – рабочие места, которые могли быть созданы за счет новых производств.
- Пищевики-переработчики привыкли, что сырье придет к ним само собой. Эти времена прошли. И мы видим, что крупные перерабатывающие холдинги сами занимаются производством мяса, молока, зерна – по профилю. В КЧР каждый из производителей имеет свое производство. И правильно делает. Это конкуренция, завоевание соседних рынков. А у нас таких – единицы. И по мясопереработке, и по хлебопекам. Есть хорошие примеры, но мало. Вкладывать нужно в производство, активнее привлекать инвесторов, - подчеркнул Белый.
Неравная конкуренция
Занять свое место на прилавке производителю не так-то просто, особенно если речь идет о крупных торговых сетях. «Сетевикам» требуются серьезные объемы, а мелкий местный производитель таковых дать не может. Отсюда обиды – почему не ставропольское на полке? А может, стоит подумать, КАК увеличить производство? Помимо количества торговля требует дать хорошую цену, доставку, приличную фасовку. И, что немаловажно, – «раскрученный», известный покупателю продукт.
Взаимных претензий у торгующих и производящих немало. В том числе по ценовой политике. Сетевики считают, что если один и тот же производитель дает более привлекательную цену другой торговой сети, с таким партнером лучше расстаться. Условия конкуренции должны быть равными на старте.
О конкурентном неравенстве не первый год говорят и переработчики сельхозпродукции. Почему в республиках СКФО цены на электроэнергию так отличаются от ставропольских? Это же напрямую бьет по стоимости готовой продукции, а в этом случае как ей конкурировать с предложениями соседних территорий?
По словам председателя Комитета Ставрополья по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Андрея Хлопянова, за январь рост тарифов на газ, воду, электроэнергию составил в среднем до 20%, за февраль – 40%! «Эти проблемы подняты губернатором Валерием Гаевским на президиуме правительства РФ, где дано поручение Министерству промышленности и энергетики РФ разобраться в ситуации», – подчеркнул Хлопянов.