Так уж сложилось, что жителю средней полосы России очень сложно понять те общественные настроения, которые характерны для Северного Кавказа.
Именно на Ставрополье особенно остро чувствуется глубина возникающих межнациональных противоречий, что немудрено: виной тому исторически сложившийся многонациональный состав населения края и общая граница с пятью северо-кавказскими республиками. И эта довольно пестрая этническая среда диктует свои условия.
В той или иной степени, что тут скрывать, национализм здесь присущ очень многим (и это касается не только русских, а большинства этносов, населяющих регион). Как защитная реакция, как элемент мировосприятия или, наконец, как жизненный стержень в отсутствии других ориентиров. Есть и радикальные его проявления, и тоже, не без своей специфики. Точнее, наоборот, лишенные специфических, по большей части показных и наигранных черт, присущих радикалам в центральной России.
Здесь все по-настоящему. Никакой охоты на гастарбайтеров и националистического популизма для накручивания очков политического рейтинга. И довольно трезвый взгляд на вещи.
Я встретился с представителем одного из ультра-правых движений, который представился как Роммель. И его жизненная позиция заслуживает как минимум внимания. Потому что она ставит под большое сомнение миф о ксенофобии захватывающей сегодня умы широких народных масс:
- Мне сложно представить, что в современной России реально существуют серьезные причины для межнациональной вражды. Как, собственно, и сама вражда. Да, действительно, локальные стычки и даже конфликтные ситуации между представителями разных национальностей сегодня не редкость. Но тут нужно понимать их природу.
Ведь одно дело, если человек, какой бы он национальности не был, приезжает сюда, в место где я живу, чтобы жить и работать в рамках законов государства. Я ничего не буду иметь против такого человека. И совсем другое дело, когда приезжает всякий сброд с заведомо криминальными или паразитическими целями и ведет себя вызывающе, по-хамски. Это и порождает ответную реакцию.
Но это не говорит о межнациональной розни или вражде. Хамское поведение представителя другой национальности - это признак его личного неуважения ко мне, к моему окружению, к моей семье. Да, это может стать причиной серьезного конфликта. И большинство межнациональных столкновений имеют именно такую – по сути, бытовую почву. И когда такой конфликт разрастается, включается принцип «свой-чужой». Это по типу «деревенские наших бьют».
То есть, вражды как таковой нет. Потому что вражда подразумевает наличие врага, а это не враг. Если какой-нибудь вчерашний школьник, приехавший в Ставрополь учиться из соседней республики, пытается здесь самовыразиться, нарушая все нормы приличия, - что ж, рано или поздно жизнь его накажет. Но, думаю, куда суровее наказание ждет его, если его семья, его предки узнают о том, что он здесь творит. Я очень уважительно отношусь к представителям старшего поколения северокавказских народов. В большинстве своем это умные, зрелые, воспитанные и культурные люди. И они мне не враги.
При этом, подонок, которого я могу встретить на улице, может быть и славянской национальности. А в ультраправой среде – к русскому «быдлу» отношение куда более негативное, чем к представителям других национальностей. Потому что изначально ты относишься к такому человеку, как к своему брату, единоверцу, единомышленнику. Он просто опаснее, потому что его сложно идентифицировать сразу, понять, что он из себя представляет на самом деле. А к иноверцу, чужеземцу, так уж сложилось исторически, ты изначально относишься с определенной настороженностью. Это на уровне инстинктов.
Если говорить о сегодняшнем дне, проблема межнациональной розни мне кажется совершенно надуманной. Более того, за остротой искусственно разогреваемых межэтнических конфликтов сейчас пытаются скрыть более глубокие социальные процессы. На мой взгляд, существующая система власти просто пытается отвести удар от себя. Она уже отработала схему подавления протестных настроений со стороны интеллигенции, но к массовым акциям, когда на улицы выходят десятки тысяч молодых людей, способных действовать решительно, она не готова.
Тут мы и видим попытки переакцентирования внимания, когда протест с легкостью переводится в другое, в данном случае, ксенофобское русло. В этой связи, я думаю, вряд ли можно назвать случайностью тот факт, что среди активных участников памятных событий на Манежной площади в конце прошлого года было много представителей так называемых прокремлевских молодежных движений. Нам просто насаждают образ врага, которого мы должны ненавидеть и в порыве этих чувств не отвлекаться на реальные проблемы.
Самое страшное, что неокрепшие умы слишком легко поддаются та подобного рода провокации, даже не подозревая, что ими манипулируют.