Примерное время чтения: 7 минут
371

Ждут инженеров, а не финансистов? Как выбрать профессию абитуриентам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ-СК 22/06/2022 Сюжет Куда пойти работать?
Абитуриентам не стоит затягивать с выбором вуза для поступления.
Абитуриентам не стоит затягивать с выбором вуза для поступления. / Валерий Христофоров / АиФ

На Ставрополье, как и по всей стране, начался приём документов для поступления в высшие и средние учебные заведения. В 2022 году более 10 тысяч школьников края закончили 11 класс, 26 тысяч - девятый. Как им определиться с выбором профессии, в материале stav.aif.ru.

Кто нужен экономике?

Прежде зачисление в вузы по общему конкурсу проходило в два этапа.  С прошлого года основная волна зачисления только одна. Досрочно принимают олимпиадников, поступающих вне конкурса, льготников и так называемых целевиков. Подавать документы можно сразу в пять вузов, число направлений каждый вуз определяет сам, но не больше 10. Потребуются заявление на поступление, копия паспорта, документы об образовании, СНИЛС. В тот вуз, который является приоритетным и шансы на поступление в который велики (их можно оценивать по своему рейтингу в общем списке), нужно предоставить согласие на зачисление и оригинал аттестата. Это можно сделать лично, через доверенное лицо или выслать по почте заказным письмом с уведомлением, и причём до подведения результатов конкурса, если цель - попасть на бюджетное место.

Контрольные цифры для каждого вуза определяются задолго до начала приёмной кампании на основании анализа потребностей экономики.

«В первую очередь учитывается реальная востребованность в кадрах, а также наличие необходимого оборудования, специалистов определённой категории. Конечно, важны программы развития региона. Например, если в числе приоритетных направлений значится туризм, будет больше бюджетных мест для будущих специалистов по этому направлению, - объясняет директор по образовательной политике СКФУ Василий Иванов. - В 2022 году выросло число бюджетных мест на IT и инженерных направлениях. Мы заметили, что больше ребят в школе стали выбирать для ЕГЭ именно информатику.  Впервые появились места на таких направлениях, как эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, стандартизация и метрология».

Вузы всегда отслеживают, как потом трудоустраиваются выпускники. Василий Иванов отмечает: несмотря на то, что по-прежнему у поступающих востребованы экономические и юридические направления, число бюджетных мест на них сокращается - таковы кадровые потребности рынка, инженеры требуются чаще, чем финансисты.

«Забрали» зоотехников

Ставрополье - край аграрный. Потребности села учитываются при формировании структуры бюджетных мест в главном сельхозвузе региона.

«В сёлах нужны даже те специалисты, которых в городах переизбыток, например, экономисты, бухгалтеры, разбирающиеся в аграрной специфике. Мы стараемся возвращать выпускников в село, там сейчас много проектов для поддержки молодых специалистов. Около 70% остаются работать в крае, остальные выбирают крупные предприятия в других регионах. В прошлом году 20 выпустившихся зоотехников «забрала» крупная компания из средней полосы России, предложив им сразу жильё и зарплату от 60 тысяч рублей», - говорит проректор по учебной и воспитательной работе СтГАУ Иван Атанов.

По его словам, востребованы также ветеринары, агрономы, которые всегда смогут найти работу, поэтому абитуриенты охотно выбирают такие направления. В этом году, кроме классической агрономии, появилось такое направление, как садоводство.  Одна из причин - активное развитие в регионе садов интенсивного типа.  А в связи с распространением нетрадиционных источников энергии будут готовить и специалистов для этой сферы.

До начала приёмной кампании правительство России определяет для каждого вуза количество целевых мест. Студенты-целевики учатся на основании договора с заказчиком (органом власти, предприятием). Документ гарантирует, что студенту будет предоставлено рабочее место в конкретной организации, а он обязуется отработать там определённое количество лет.

А может, колледж?

Вместе с тем ежегодно растёт востребованность системы среднего профобразования. По данным минобра края, в колледжи поступают более 50% выпускников девятых классов.

Поступить в колледж можно как после 9, так и после 11 класса, главное, иметь на руках аттестат. Как давно абитуриент закончил школу - неважно, возрастных ограничений законодательство не устанавливает.  Большинство ссузов принимают поступающих без экзаменов -  достаточно представить приёмной комиссии аттестат.  Результаты ОГЭ (ЕГЭ) неважны.  Конкурсный набор бюджетников проводится по баллам в аттестате - учитывается средний в целом по профильным предметам.

«Среднее профессиональное образование становится популярным, потому что позволяет получить востребованную профессию, конкретные трудовые умения и навыки. Оно позволяет раньше начать работать, стать самостоятельным. Многие профессии дают возможность открыть своё дело», - прокомментировали в краевом минобре.

Как школьнику определиться с выбором специальности? По мнению Василия Иванова, в современном мире уходят от так называемых чистых профессий, в тренде междисциплинарность. Абитуриенту стоит спросить себя, не кем он хочет работать, а чем желает заниматься.

«Один из племянников сказал, что хотел бы заниматься экзоскелетами. Такого направления, как экзоскелетолог, нет. Но есть робототехника, IT и ещё с десяток направлений, после которых можно участвовать в разработке экзоскелетов», - комментирует Василий Иванов.

Комментарии

Директор гимназии №12 Ставрополя Елена Ремаренко:

Ремаренко

«У нас уже много лет есть профильные гуманитарные и социально-экономические классы. А в нынешнем учебном году появилось направление, анонсированное министром образования России Сергеем Кравцовым, - психолого-педагогическое.  Не секрет, что в стране существует большая проблема с преподавательскими кадрами. Теперь с 10 класса ребята могут понять и оценить профессию учителя: пишут сочинения на эту тему, делают индивидуальные проекты. Но главное - внеурочная работа, когда они становятся наставниками младшеклассников, помогают им готовить и проводить мероприятия. Так впервые подростки примеряют на себя роль учителя. Признаются, что планируют после вуза вернуться в школу. Но проблема высшего педагогического образования сегодня в том, что в большинстве вузов преподают сам предмет - русский язык, химию, географию, - но не обучают методике преподавания. Пока выручают центры повышения квалификации, но надеюсь, ситуация изменится».

Директор гимназии № 30 Ставрополя Лариса Шишкина:

Лариса Шишкина

«Мы уже больше десяти лет набираем профильные классы с информатико-математическим, физико-математическим, социально-экономическим и химико-биологическим уклонами. Как показывает практика, большинство выпускников по этим же направлениям продолжают обучение и в вузах».

Точка зрения

Исполнительный директор регионального отделения «ОПОРЫ России» в Северной Осетии Этери Хохоева:

Хохоева

«Как руководитель кадрового агентства, я бы рекомендовала абитуриентам обратить внимание на приоритетные направления развития региона. Например, в нашей республике по стратегии развития СКФО до 2030 года такими признаны агропромышленный сектор и туризм, туда можно идти смело. Сейчас сложно найти агронома, и скорее всего, такие специалисты будут востребованы, пока есть сельское хозяйство.  Не хватает людей технических специальностей: инженеров, IT-специалистов. Вряд ли потеряют актуальность профессионалы, умеющие продвигать бизнес. Если же человеку по душе специальность, где переизбыток кадров, следует стремиться стать одним из лучших. Да, тех же юристов много, но настоящие профи, как говорится, штучный товар.

Справка
В 2020 году на Ставрополье открылся Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП). На его базе по проекту «Первая профессия школьника» дети могут выучиться на оператора ЭВМ, освоив различные программы, которые пригодятся в будущем. А благодаря «Каникулам с ЦОПП» ребят 10-17 лет знакомят с такими профессиями, как оператор технологического оборудования в сооружениях защищённого грунта, сварщик ручной дуговой сварки, горничная, повар, оператор по ветеринарной обработке животных, электромонтажник-схемщик, садовник, слесарь по ремонту сельхозмашин и оборудования, слесарь по ремонту автомобилей, оператор ЭВМ, цифровой куратор, каменщик, кондитер. В 2022 году в центре планируется обучить 500 школьников. По нацпроекту «Образование» ученики 6-11 класса могут участвовать в проекте «Билет в будущее», чтобы узнать о современных профессиях, определить свои интересы, пройти профориентационную онлайн-диагностику. В крае проводятся экскурсии на предприятия, выставки-инсталляции профессий.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах