Удержать высокую планку намерен и новый военный комиссар края полковник Владимир ТЕЛЬНОВ, назначенный на эту должность в конце прошлого года. В канун Дня защитника Отечества он – гость редакции «АиФ-СК».
Альтернативы есть
– Владимир Александрович, практически каждый год изменяются некоторые правила проведения призыва на срочную службу. Что ожидать в ближайшее время?
– Нюансов, влияющих на проведение призыва, сейчас нет, но каждый раз повышаются требования к призывному контингенту – по состоянию здоровья, по уровню общего образования и подготовке по военно-учётным специальностям. По последнему вопросу очень плотно работаем с краевым отделением ДОСААФ России.
Необходимое количество механиков-водителей или связистов готовится заранее, например, к весеннему призыву уже почти готово.
– Что вы можете сказать о состоянии здоровья призывников в целом по краю?
– У нас профессионально работает военно-врачебная комиссия, контроль здоровья призывника происходит с первоначальной постановки на воинский учёт в 16-17 лет. На момент призыва он проходит две медкомиссии – в районе и в крае. Поэтому мы можем отследить на любом этапе проблемы состояния здоровья. Очень часто бывает, что юноша до призыва не знал о заболевании, поэтому врачи тщательно проводят обследование. Или наоборот, для того чтобы выявить заболевание, которое человек скрывает, а сейчас есть такая тенденция: многие хотят связать судьбу с армией (служить по контракту) или силовыми структурами, и они пытаются утаить какие-то недостатки здоровья. Но они по-любому обнаружатся, если не здесь, так в войсках. Тем более есть подразделения с высокими требованиями по категории годности. Поэтому сейчас позиция такая: в армии должны быть только здоровые люди.
– Как сейчас идёт работа с набором на контрактную службу?
– Край традиционно отличался высоким показателем в этом плане – около 1,5 тыс. человек ежегодно. Привлекает в этой службе хороший соцпакет: после 10 лет дают квартиру, после 20 – пенсия. Зарплата рядового и сержантского состава от 30 тыс. руб. В военных городках приемлемые условия, есть возможность и с семьёй проживать, нормальная инфраструктура. Контингент тоже стал достойным, так как мы давно ушли от системы, когда брали всех подряд, лишь бы выполнить задание. Сейчас требования к ним более серьёзные, и в отдельные части идёт набор на конкурсной основе.
– Куда в основном идут служить контрактники?
– Мы предлагаем около 40 частей Южного военного округа, Черноморского флота и Каспийской флотилии, ВВС и ПВО, внутренних и пограничных войск. Кроме того, есть подразделения за границей – в Армении, Абхазии, Южной Осетии.
– А много ли желающих проходить альтернативную гражданскую службу?
– В прошлом году было 33 человека. И ежегодно такое незначительное количество. Альтернативная служба не пользуется у молодёжи популярностью, всё-таки многие предпочитают реально отслужить в армии, чему-то научиться, чем выполнять грязную работу в больнице. Такую службу выбирают в основном по религиозным соображениям.
– При краевом военкомате есть родительский комитет, существует и комитет солдатских матерей. Чем помогают вам эти общественные организации?
– Работаем очень плотно, с полнейшим взаимопониманием. Они нас поддерживают и в нашей повседневной работе, и в плане военно-патриотического воспитания молодёжи, но это в нашем крае всегда было на высоте. Представители родительских комитетов дежурят на сборном пункте, мониторят обстановку в частях, где несут службу наши ребята.
– С казачьими обществами взаимодействуете?
– Да, тем более мы призываем в казачьи части, таковыми у нас, как известно, считаются 205-я мотострелковая бригада в Будённовске и 247-й десантно-штурмовой полк в Ставрополе. Да и не только в нашем крае есть казачьи части. Сотрудничаем в плане организации призыва, в состав многих районных призывных комиссий входят атаманы казачьих обществ.
Уклоняться не принято
– Вы работали в соседней Карачаево-Черкесии, общались с коллегами из других республик СКФО. Как поставлена работа с призывом там?
– Везде призывной контингент один. В республиках, конечно, наряд на призывной ресурс меньше в соответствии с численностью населения. Есть свои национальные особенности, но они несут позитивный момент, например, проводы в войска организованы более красочно.
– С уклонением от службы в республиках как?..
– Там вообще не принято уклоняться...
– Считается, что раньше было влияние религиозного экстремизма на молодёжь...
– Сейчас - наоборот. Скажу по Карачаево-Черкесии – абсолютно нет. И исламский муфтий, и благочинный православных приходов – всегда поддерживают и благословляют. И на проводах призывники, независимо от национальности, внимательно слушают мусульманских и христианских священников.
– А в нашем крае какова ситуация с уклонением?
– Сейчас вообще нет смысла уклоняться! Срок – всего лишь год. Большинство проходят службу в пределах Южного военного округа, недалеко от дома, и родители могут приехать в любой момент. Всем солдатам доступны мобильные телефоны, и хоть они хранятся у командиров, но выдают их по требованию, и всегда можно позвонить родным. Тем более надо думать о будущем, а как бы ни уклонялся, всё равно попадёшь под уголовную статью. К тому же в горячие точки военнослужащих по призыву давно не посылают...
– Да и горячих точек сегодня нет...
– Да. Даже если и складываются ситуации с проведением отдельных контртеррористических операций, то в них принимают участие только профессионалы.
– Напоследок ваши поздравления с Днём защитника Отечества.
– Поздравляю всех военнослужащих и людей в погонах, ветеранов Вооружённых сил и силовых структур, нынешних и бывших сотрудников военных комиссариатов. Желаю счастья, здоровья, успехов по службе и семейного благополучия. А призывникам хочу пожелать: надо настраивать себя на нормальную службу и быть достойными защитниками нашего Отечества.