Как бы ни старалось государство усовершенствовать рынок услуг такси, но в первую очередь недовольными нововведениями остаются сами перевозчики, да и пассажиры тоже ждут подвоха в виде повышения цен.
Жёлтое безумие
Во многих странах принята единая цветовая гамма кузова такси. В большинстве этот цвет – жёлтый. Законодателем моды в 50-60-х годах прошлого века стал нью-йоркский yellow cab. И тогда, и сейчас «канареечных» машин серийно выпускается мало, они приметны и на пустой дороге, и в городском потоке.
В СССР тоже преобладало цветовое единообразие, правда, жёлтый тогда был не настолько ярок, как требуют сейчас (этот колер называется «охра», он ближе к оранжевому), да и тогда для такси централизованно выпускались «Победы» и «Волги». Да и таксопарки тогда были государственными. Сейчас же как таковых, таксопарков практически нет, по крайней мере, в нашей провинции. А те немногие частные фирмы, которые владеют автомобилями, сдают их в аренду водителям. Большинство же работают на собственных авто. И тем, и другим перекраска невыгодна – о расценках мы писали на с. 1.
– До 1 января 2013 г., во-первых, наложено вето на перекраску, даётся больше года, чтобы люди подготовились – перекрасили машины или купили новые жёлтого цвета, – поясняет начальник отдела транспорта краевого минпромышленности, энергетики и транспорта Владимир КОСТЮКОВ. – Во-вторых, принято постановление, что до этой даты разрешение на работу таксистам будет выдаваться бесплатно для того, чтобы многие водители легализовались, чтобы у них был стимул. Не все регионы пошли на это.
Кстати, первой на перекраску пошла Москва – ещё в конце 90-х. Законы там ужесточались неоднократно, но ни разу это не приводило к единому жёлтому знаменателю – разноцветные таксисты всегда отвечали акциями протеста. Поэтому правила разнились для больших и малых фирм. Но легализовать «бомбил» никогда не удавалось!
Кто выйдет из тени?
Службы такси на Ставрополье в подавляющем большинстве состоят из личных машин водителей. Объединяют их фирмы, по сути, являющиеся диспетчерскими службами. Хотя они и подписывают договоры с таксистами, выдают им счётчики и фирменные «шашечки», но на этом их функции и ограничиваются. О лицензии водитель должен позаботиться сам, плюс к тому, что и часть дохода за заказ он отдаёт за услуги диспетчеров. Правда, многие могут работать по свободному графику, подрабатывая помимо другой работы или находясь на пенсии. Теперь новый закон обяжет такие фирмы обеспечивать водителей лицензиями, организовывать медосмотр перед выходом в рейс, обслуживание и техосмотр авто, предоставлять необходимое кассовое и навигационное оборудование.
– Нам удобнее работать именно так: на своих машинах и на себя, сотрудничая с фирмами и их диспетчерскими службами, – говорит таксист Владимир НОВИЧКОВ. – А эти фирмы сегодня не могут себе позволить обеспечить нас кассовыми аппаратами или навигаторами, а уж тем более перекрасить! Мало кто из самих таксистов пойдёт на перекраску добровольно за свои деньги – скорее, многие уйдут из фирм и подадутся в тень. Получится, что официальных такси станет меньше, а проезд в них подорожает, причём в разы. А частники-«бомбилы» никуда не денутся – наоборот их станет больше.
Как показывает практика, любые ужесточения правил игры на рынке такси, может быть, и убирают с дороги часть бомбил, но при этом плодят множество новых. А коль скоро нам стоит ожидать повышения цен на проезд в новых жёлтых такси, то пассажиры будут отдавать предпочтения нелегалам – пусть на свой страх и риск, зато не тяжко для кармана. То есть, как всегда, выбор соотношения цены, комфорта и безопасности – за клиентом.