Есть у жителей Ставрополя одна объединяющая проблема - к сожалению, не у всех имеется личный автотранспорт, и многие горожане вынуждены пользоваться услугами общественного. Да-да, именно вынуждены, потому что в большинстве своём эти услуги малокомфортны.
Один из самых актуальных вопросов: почему городские автобусы после 6-7 часов вечера вымирают как класс, а троллейбусы дружным строем отправляются в депо ещё раньше, отдавая транспортные линии на откуп микроавтобусам, которые забиваются битком уже на первых нескольких остановках? В результате где-то в середине маршрута у человека не остаётся возможности влезть в маршрутку хотя бы стоя! С этим вопросом я обратился в горадминистрацию, воспользовавшись формой на официальном сайте. Вскоре пришёл письменный ответ, мол, в вечерние часы пассажиропоток резко уменьшается, поэтому выпускать на маршруты большие автобусы и троллейбусы экономически нерентабельно. А может чиновники мэрии просто не пользуются общественным транспортом, оттого и плохо знакомы с реальной ситуацией?
Проблемы "рогатых"
Электрический транспорт города требует отдельного обсуждения.
По статистике администрации города, троллейбусы, несмотря на то, что являются самым дешевым видом транспорта, за последние годы резко потеряли в популярности среди населения. Если пару лет назад они перевозили за месяц около 1,5 млн человек, то сейчас 700 тысяч.
Из этого власти сделали парадоксальный вывод - горожане не пользуются услугами троллейбусов потому, что разница в стоимости проезда в маршрутке и "рогатом" слишком мала, и обратились в региональную тарифную комиссию с предложением повысить цены. Однако здравомыслящему человеку понятно: троллейбусы потеряли статус массового транспорта не потому, что маршрутки дешевые, а потому, что их работа не выдерживает элементарной критики! В промежутке между троллейбусами успевает "проскользнуть" в среднем 4 "газели". Кому в условиях современного ритма жизни нужен такой транспорт, когда интервал движения между машинами даже днём может достигать 40 минут, с 12 до 15 начинается повальный обед, а работают они максимум до 6-7 часов вечера?
Внутри предприятия ситуация не лучше, чем снаружи. Работники из-за долгов по зарплате были вынуждены обратиться в приёмную президента! Дожили... А управленцы кивают на неудачную приватизацию предприятия, мол, виноват "кто-то". Правда, недавно глава Ставрополя Пальцев пообещал улучшить ситуацию - долги перед работниками будут погашены, а зарплата даже возрастёт.
Больные места
Мест таких много: то троллейбус вместо положенного максимального интервала в 15 минут проходит один раз в час, то все автобусы, например, 37-го маршрута после 8 часов вечера магическим образом пропадают. Последнее особенно обидно, ведь этот маршрут единственный, связывающий центральный автовокзал и северо-запад города! То есть люди приехали в Ставрополь, вышли на остановку и... на этом процесс перемещения остановился.
Или другой момент - район парка Победы, излюбленного места отдыха горожан и гостей столицы края. Парк находится в самом центре района, и маршрутки приходят туда уже забитыми. Многие водители даже высаживают пассажиров дальше остановки, чтобы народ не начал брать маршрутку штурмом! А почему бы попросту не организовать хотя бы на лето сезонный экспресс-маршрут, который бы собирал людей у парка Победы и работал, например, с 18-19 и до 23-24 часов? Или это никому не нужно? Ну кроме обычных людей, у которых нет иномарок с личными водителями.
Понятно, что система "убивалась" десятками лет, и в короткое время этот клубок не размотать. Но начните хотя бы с элементарных вещей - с расписания движения и маршрутов! Если расписание и существует, то где-то на бумагах в каких-то кабинетах. Пассажирам оно не доступно. Многие остановки оборудованы жёлтыми табличками, но на них всё равно нет информации о маршрутках. Если уж мы и остановки не в состоянии оснастить современной схемой маршрутов, о чём вообще можно говорить?