Внесезонные причины
Федеральная антимонопольная служба России тщательно проанализировала предпосылки, причины и следствия нынешнего дефицита на рынке нефтепродуктов и поняла, что он носит не только сезонный характер.
– Дефицит и подорожание нефтепродуктов на мировом рынке вызвали волнения на Ближнем Востоке, – говорит руководитель Управления ФАС по Ставрополью Сергей НИКИТИН. – Дефицит образовался по двум причинам. Первая – резкое увеличение экспорта. Вторая – крупные нефтекомпании какое-то время сдерживали розничные цены на фоне всеобщего подорожания. В результате объёмы продаж возросли на 30%, что привело к дефициту на нефтебазах.
Для перспективного решения проблемы ФАС предлагает повысить экспортные пошлины и понизить акцизные ставки для реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке, причём делать это параллельно с повышением мировых цен на нефть. Так можно избежать дефицита в стране. Но к рассмотрению соответствующего законопроекта Госдума РФ приступит только осенью, а до тех пор придётся сдерживать цены.
ГСМ для АПК
Ситуация по-особому волнует работников аграрной отрасли, ведь дефицит возник в разгар весенне-полевых работ, а впереди – уборочная страда.
– Дизельное топливо сельхозпроизводителям, согласно постановлению правительства РФ, отгружается на 30% ниже сформировавшейся рыночной цены. Фактически это цена ноября прошлого года. На Ставрополье это положение выдерживается очень жёстко. АПК не ощущает дефицита в поставках дизтоплива, – уверен Сергей Никитин.
Однако существует другая проблема: аграрии часто жалуются на то, что дизтопливо, которое им отпускают по льготной цене, очень низкого качества: оно расходуется гораздо быстрее и в больших объёмах. Получается палка о двух концах. В ФАС пришли к выводу, что нефтеперерабатывающие заводы не в состоянии обеспечить переработку сырья должным образом и поставить качественную солярку. Параллельно возникает другая проблема – запросы некоторых хозяйств зачастую превышают потребности.
– Многие сельхозпроизводители, думая о том, что может возникнуть дефицит, берут топливо про запас, – объясняет Сергей Никитин. – Как показал наш выборочный анализ по итогам прошлого года, в среднем запасаются на 30% свыше лимита.