В российском парламенте сделана попытка вынуть краеугольный камень реформы электроэнергетики по Чубайсу. Комитет ГД РФ по энергетике поддержал две лаконичные поправки в закон об электроэнергетике, разрешающие территориальным сетевым организациям исполнять функции энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика. А как же возможность конкуренции? Разъяснения по этому поводу даёт председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике, доктор экономических наук Иван ГРАЧЁВ.
– Внести изменения в федеральный закон предложили депутаты Курской областной думы, с ними я целиком и полностью согласен. Что касается конкуренции, здесь её никогда не было – это иллюзия, дым. Там, где в начале цепочки гарантированный монополист – число посредников лишь увеличивает накладные расходы. Серьёзную отрасль, какой является электроэнергетика, отчасти заставили играть по абсурдным правилам. А признать это не хотят.
Так, согласно данным Минэнерго, только в 2013 году изза долгов лишились своего статуса 12 подобных организаций. Только в Курской области гарантирующий поставщик обанкротился на миллиард. А совокупная сумма уже зашкаливает за 20 (двадцать!) миллиардов рублей.
Первопричины очевидны: налажен конвейер по выводу денег из отрасли с последующим банкротством гарантирующих поставщиков, причём процесс этот обеспечен законодательно. Всё так организовано, что возврат долгов сетевым компаниям не осуществляется, а возврат долгов генерирующим компаниям может быть снижен до 10%.
– Лазейка для коррупции?
– Знаю, что Валерий Альбертович просил аудиенции, чтобы обсудить с вами насущные проблемы электроэнергетики.
– Да, мы недавно встретились с ним. В преддверии рассмотрения инициативы нашего Комитета в Государственной Думе такая встреча оказалась весьма кстати. Я получил дополнительные доказательства, как существующая ныне форма деятельности в отрасли позволяет сбытовым компаниям уходить от платежей.
– Имитация банкротств, уход от ответственности?
– Есть и другой аспект этого обстоятельства. К сожалению, далеко не все энергосбытовые компании способны быть финансово устойчивыми. Между тем в том виде, как это заложено в реформе, «важным отличием» такой компании считается отсутствие на её балансе материальных активов. Но если у вас ничего нет, никакой собственности кто даст кредит при часто возникающем кассовом разрыве? Оплата энергии идет по факту приобретения на оптовом рынке, а потребители обычно платят по факту её потребления, то есть с определённой задержкой. И каким образом вы привлечете инвестиции?
– Сегодня существует и немало сбытовых компаний, способных справиться с ситуацией…
– Пусть они и продолжают работать, никто не собирается им мешать. Просто надо дать возможность сетевикам работать так, как они считают необходимым. Откуда такая дискриминация по отношению к сетевым компаниям – непонятно. Как правило, именно сетевики берут на себя первый удар, когда сбытовая компания объявляется банкротом.
– Есть примеры?
– Разумеется. Посмотрел недавно таблицу в журнале «Эксперт», составленную по данным Минэнерго. Факты я знал, но там они хорошо подобраны. Вот только некоторые. Так, в Брянской области энергосбытовая компания «финишировала» без малого с 3 миллиардами долгов временно её замещала компания МРСК Центра. Подобная же история в Омске: долг свыше 3,3 миллиарда замещает МРСК Сибири. Похожая картина в Мурманской области решением Арбитражного суда признана банкротом компания «Колэнергосбыт» с долгом 6 миллиардов замещает опять же МРСК СевероЗапада.В том же Курске долг обанкротившегося ОАО «Курскрегионэнергосбыт» составляет, по данным областной думы, 1,1 миллиарда рублей. Расплетает этот узел, конечно же, сетевая компания ОАО МРСК Центра. Ими уже заключено почти 350 тысяч договоров на поставку электроэнергии потребителям. Кстати, и приняты на работу 502 бывших сотрудника обанкротившейся организации.
Однако по закону статус гарантирующего поставщика территориальной сетевой организации присваивается не более чем на 12 месяцев. Значит, придётся перезаключать договора и заново устраивать людей. Между тем сети государственная компания, у неё нет никаких шансов, чтобы взять и обанкротиться, прихватив с собой миллиард. Соответственно, с такой схемой и накладные расходы уменьшаются.
– Но что же мешает сетевикам работать так, как они считают необходимым?
– Базовый аргумент правительства в том, что разделение на генерирующие, транспортирующие и сбытовые структуры это краеугольный камень реформ электроэнергетики. Вопреки всем банкротствам и хищениям, они за абсурдную и дискриминационную ,по сути, теорию.
Так что решение Комитета Госдумы по энергетике, разрешающее сетевым организациям выполнять функции по сбыту электроэнергии, – первый позитивный шаг в направлении здравого смысла. Теперь ждём решения всей Думы.