Аргументы и Факты
stav.aif.ru
16+
Ставрополь
Аргументы и Факты
stav.aif.ru
16+
Ставрополь
Примерное время чтения: 10 минут
189

Синдром самозванца. Поэтесса из Ставрополя рассказала, нужен ли мат в стихах

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 45. Старт даст «Эльбрус» 05/11/2025
На концерты Маргариты ходит много людей, она выигрывает в конкурсах, и при этом считает, что занимает не своё место.
На концерты Маргариты ходит много людей, она выигрывает в конкурсах, и при этом считает, что занимает не своё место. / Маргарита Саакова / Из личного архивa

Зелёные пряди, массивные чёрные кроссовки и рюкзак за спиной. На поэтов из школьных учебников Маргарита Саакова из Ставрополя похожа весьма отдалённо. Да и пишет она не о «благоуханных плечах» и «тёплых зефирах».

Сама Маргарита называет себя городским поэтом с синдромом самозванца. В её произведениях много компьютерных терминов, проскакивает мат. А ещё она побеждала в слэмах (литературные соревнования поэтов.Прим. ред.) и каждый год на свой день рождения устраивает в Ставрополе мало с чем сравнимые концерты. При этом Маргарита считает, что на самом деле она немногого добилась, достижения — случайны, и, может быть, она вообще занимает чужое место.

Сколько стоит быть поэтом, почему «вечность пахнет угарным газом»? И почему Александр Блок, вероятнее всего, потерпел бы поражение под натиском современных экстравагантных коллег-стихотворцев, — в материале «АиФ-СК».

Сон при температуре 40

Сцена в небольшом кафе в Ставрополе. На сцене — ноутбук, за ним музыкант Антон Губанов. Рядом — микрофон на стойке. У него — Маргарита Саакова. Она читает стихи. За главной героиней экран с видео. На кадрах: городская застройка, сама поэтесса. На экране иногда всё очень ярко, кислотно, иногда — мрачно, хтонически. Кадры мелькают, складываясь в единый мини-фильм. Общая картина — и суровый реализм, и фантасмагория, и сон при температуре 40 градусов.

И вдруг на экране появляются яркие забавные видео с корейскими поп-артистами. Видеоряд, на удивление, органично вписался в канву повествования, и зрители в зале даже не догадались, что что-то идёт не по плану. Маргарита говорит, что это была техническая накладка. Вместо заготовленных материалов на экране стали транслироваться видео, загруженные в проектор компанией-производителем оборудования. Да и выступление практически не репетировали. Но выходить на сцену нужно даже в день рождения — такова традиция. Концерты, перформансы в этот день Маргарита даёт каждый год.

Без теории никак

Маргарита Саакова живёт в Ставрополе — в «красивом, уютном, компактном» городе. Так она его описывает. Стихи Маргарита начала писать ещё в детстве. Сначала — несерьёзные «поздравлялки», затем стала постарше и начала сочинять любовную лирику. В университете девушка влилась в литературный клуб и тут поняла, что над произведениями нужно работать. А ещё — что поэт не должен писать в стол, замыкаться в себе, нужно выходить на сцену.

«Большой „буст“ (толчок к развитию, рост.Прим. ред.) дали первые живые выступления. Тогда стало понятно, что надо писать не так. Пришлось немного углубиться в теорию стихосложения, но таков был путь», — вспоминает Маргарита.

Почти как и у самурая из известной фразы. Действительно, по словам Маргариты, у неё не было цели стать известным поэтом — был и есть путь, по которому она продолжает идти.

Фото: Из личного архива/ Маргарита Саакова

Остановка «Слэм»

На этом пути было многое. Например, ещё в университетские годы Маргарита впервые поучаствовала в поэтическом слэме. Любой желающий мог подать заявку, выступить, а зрители уже решали, кто победит. Девушка с горечью замечает: несколько лет назад поэтическое комьюнити (тематическое сообщество.Прим. ред.) в Ставрополе было куда больше. И слэмами литераторы не ограничивались.

Проходили, к примеру, «Вечера трёх поэтов» — концерты трёх разных по стилю авторов. «Вечера» помогали аудитории поэтов познакомиться с произведениями других стихотворцев — коллег своих любимцев. Однако со временем общество единомышленников поредело, а слэмы стали проводить реже.

«Молодые, дерзкие и сумасшедшие повзрослели. „Я поняла, что мне скучно“», — лаконично замечает Маргарита.

Блок бы не победил

Не раз выиграв в Ставрополе, поэтесса ездила на всероссийские слэмы. Тогда Маргарита поняла, что ставропольские мероприятия не сравнятся по масштабу ни с московскими, ни уж тем более международными — участников много, они очень разные.

«В Москве — кто во что горазд. Кто-то мог просто выйти почитать стишок, кто-то делал театрализованную постановку», — уточняет Маргарита.

Она добавляет, что, для того, чтобы одерживать победы, наверное, в первую очередь, очень важна подача, умение выступать публично. Содержание, скорее всего — на втором плане.

Александр Блок, например, в этих соревнованиях вряд ли бы выиграл, считает Маргарита. Как известно, символист читал стихи монотонно и нараспев, почти не двигаясь, и вряд ли бы современная публика оценила такую манеру исполнения, резко отличающуюся от эксцентричных выходок соперников классика на слэме. Если бы, конечно, аристократичный Блок снизошёл бы до участия в таких мероприятиях.

Не для детских ушей

Саму Маргариту аристократкой в литературе точно назвать нельзя. В её стихах редко, но метко встречаются непечатные слова.

«Если это слово нужно в конкретном месте, оно там и должно быть», — считает поэтесса.

Маргарита восемь лет работала в СМИ, где грубая лексика под запретом. Однако в собственном творчестве девушка цензуру не приветствует, хотя и говорит, что использует бранную лексику крайне редко — в полуторачасовом выступлении проскакивает пара-тройка матерных слов.

Изменять грубый текст ради гонораров поэтесса не стала бы, но однажды, узнав, что на выступлении будут дети, Маргарита заменила хлёсткое слово более мягким, подходящим для детских ушей.

Реальность вошла в чат

В стихах Маргариты Сааковой много компьютерной лексики, технических терминов, и этому есть причина. Маргарита не только окончила журфак, у неё есть диплом инженера-программиста.

«На крутом повороте ленты Мёбиуса,
Над Тихим океаном по центру глобуса,
Где вечность пахнет бесцветным угарным газом
И сердце пропускает удар раз за разом.
Близость конца действует отрезвляюще».

«Вечность пахнет бесцветным угарным газом» здесь — это не просто красивая развёрнутая метафора, или, как может показаться, отсылка к строкам, пожалуй, самого известного отечественного панка Егора Летова. Это стихотворение Маргарита написала после того, как действительно чуть не шагнула в вечность. Её едва не убил угарный газ. Повезло — вовремя заметили.

Одновременно и технарь, и гуманитарий говорит, что нейросети вряд ли заменят человека, по крайней мере, в искусстве, но помощником быть смогут.

«Я очень долго пытала нейросеть, чтобы мы с ней вместе придумали концепт спектакля. Всё, что она предлагала, — это была какая-то дичь. И всё-таки, искусственный интеллект написал, что на сцене должно быть что-то неосязаемое. И я думаю: „А почему бы не залепить всю сцену полиэтиленом?“ Так что да, нейросеть может даже не помочь, а вдохновить, показать в каком направлении двигаться», — говорит Маргарита.

Дожить до рассвета

На «деньрожденческом» перформансе сцена в полиэтилен затянута не была. Впрочем, посмотреть было на что.

«В последние годы устаканилась форма музыкально-поэтического перформанса. В этом году мы чуть-чуть поменяли формат», — рассказывает поэтесса.

Действительно, в этом году выступление напоминало концерт. В другие же годы это был скорее моноспектакль, триптих, описывающий метаморфозы душевного состояния лирического героя.

Первая часть — «крах внутреннего мира», как её характеризует сама поэтесса. Это самая мрачная из трёх глав, и в ней главное — «дожить до рассвета», говорит Маргарита.

Во второй части речь идёт о трудностях коммуникации, когда люди рядом есть, но взаимопонимания достичь не получается. Она состоит по большей части из городской лирики, «барной поэзии», описывающей «одиночество в толпе».

Третья глава перформанса даёт надежду на выход из мрака и дарит зрителям тёплые чувства и эмоции.

А самой Маргарите в день рождения дарят подарки. Она и ждала больше именно этого — внимания к ней самой, тёплых слов друзей, эмоций зрителей, а не внимания специалистов, критического разбора её творчества.

«Мне в этом году несколько человек написали: „Спасибо, что ты есть“. Простая, но такая важная фраза», — говорит Маргарита в беседе с корреспондентом «АиФ-СК».

Книги — это блажь

На вопрос о том, что для неё стихи — хобби или дело всей жизни, Маргарита отвечает грустно, но однозначно: заработать на сочинительстве в наше время не получится.

«Это могут быть отдельные гонорары, призы в литературных конкурсах, но прокормить себя поэзией нельзя», — уверена Маргарита.

Наоборот — нередко в написание стихов приходится вкладывать собственные средства. Например, сходить в бар и понаблюдать за окружающими для вдохновения стоит 200 рублей за бокал пива, шутит Маргарита.

Затраты же на выпуск поэтических сборников Маргарита не считала. Однажды она со своим мужем Антоном Губановым собрала нужную сумму за счёт краудфандинга, то есть коллективного сбора средств на определённый проект. Сейчас Маргарита с Антоном планирует выпустить новый сборник.

«Бумажные книги — это такая блажь. Их нужно печатать, чтобы потешить собственное эго (смеётся). Для друзей, родных. Они любят собирать мои книги, им это нравится», — говорит Маргарита.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах