Сегодня, 15 октября, исполняется 166 лет со дня рождения основоположника осетинской литературы и языка, поэта, драматурга и живописца Коста Хетагурова. В этот день на его родине, в Северной Осетии, проходят памятные акции в честь прославленного земляка, которого часто называют просто по имени, как особенно близкого человека. Спустя десятилетия он остаётся для жителей республики национальным героем и символом для подражания.
Не обездоленный страдалец
Историю жизни основателя осетинской литературы долгие годы окружали легенды. Новые данные говорят — Коста Хетагуров не был обездоленным страдальцем, как часто его представляли, а родился в зажиточной и уважаемой семье в 1859 году. Мать поэта умерла, когда ему было два-три года.
Его отец, Леван Хетагуров, после службы в чине подпоручика стал начальником сотни дивизиона — это примерно как современный начальник полиции. За военные заслуги отцу поэта, как и многим известным осетинским семьям, выделили земли в Карачаево‑Черкесии. Там он основал селение Георгиевско‑Осетинское, позднее переименованное в честь его сына. Семья сдавала наделы в аренду и получала стабильный доход.
Будущий классик осетинской литературы с юности поражал окружающих талантом и энергией. Хотя отец мечтал видеть его военным, Коста выбрал путь искусства — и оказался прав.
Коста Хетагуров начал учёбу в сельской церковно‑приходской школе, затем продолжил её в мужской прогимназии Владикавказа. Позже, по ходатайству отца, он поступил в Ставропольскую прогимназию, где провёл десять лет. По воспоминаниям одноклассников, Коста был всеобщим любимцем: участвовал в культурных и общественных мероприятиях, блистал на школьной сцене, читал стихи, исполнял оперные арии, танцевал и играл на музыкальных инструментах.
Неудивительно, что после окончания гимназии талантливый юноша поступил в Императорскую академию художеств в Санкт‑Петербурге. Отец, Леван Хетагуров, добился для сына стипендии, хотя сам не одобрял выбор профессии. Он мечтал, чтобы Коста пошёл по его стопам и сделал военную карьеру, и не понимал, откуда у юноши страсть к творчеству, ведь в семье не было ни художников, ни писателей.
Носил национальную одежду
Юноша из осетинского аула Нар сумел стать частью блестящей столичной интеллигенции конца XIX века, хотя и одевался только в привычный национальный костюм. Вскоре он вошёл в число лучших студентов.
Однако закончить учёбу не удалось. Деньги, выделенные на обучение одарённых юношей-горцев, среди которых был и Коста, растратил начальник уезда. Чтобы свести концы с концами, Коста по ночам разгружал баржи в портах, что серьёзно ударило по его здоровью. В итоге поэт был вынужден покинуть Петербург.
Девушек он привлекал своим благородством, образованностью и сдержанными манерами. Коста часто приглашали в гости, чтобы побеседовать и накормить. Однако юноша из Осетии неизменно вежливо отказывался от угощения. Случалось, что он голодал по несколько дней, но не показывал слабости.
Вернувшись на Кавказ, и полностью посвятив себя творчеству, Коста Хетагуров оставался человеком скромным и щедрым. Он мог жить безбедно, но предпочитал помогать другим, порой отдавая последние деньги.
Коста не зарабатывал на своих стихах, хотя его поэзия уже тогда считалась выдающейся. Доход ему приносили лишь живопись и работа художником‑декоратором в Русском театре.
Любовь к театру сопровождала Коста Хетагурова всю жизнь. Ещё в годы учёбы в Ставропольской гимназии Хетагуров активно участвовал в школьных постановках — выступал в главных ролях, режиссировал и увлекал одноклассников театром.
Позже, живя в Пятигорске, он поставил пьесу «Дуня» (другое название — «Курсистка»), с успехом играл на сцене местного любительского театра и стал его душой. Коста прекрасно знал теорию драмы и был настоящим новатором, первым ввёл в драматургию жанровое определение «фантазия», заимствованное из музыкального искусства.
Сначала Карачай, потом — Херсон
Коста Хетагуров жил во Владикавказе с 1884 по 1891 год, сотрудничал с газетами и журналами, активно участвовал в общественной жизни и поддерживал либеральные и национальные движения. За свободомыслие поэта признали политически неблагонадёжным и в 1891 году выслали в Карачай.
После возвращения в 1893 году он снова взялся за публицистику — работал в ставропольской газете «Северный Кавказ», писал о жизни горцев, их проблемах и правах. Хетагуров даже оспорил решение начальника Терской области генерала Коханова, санкционировавшего его ссылку, и через три года выиграл дело в Сенате.
Однако вскоре поэт снова оказался в ссылке — на этот раз в Херсоне. Лишь в 1900 году ему позволили вернуться домой.
Вернувшись на Кавказ, Коста продолжил сотрудничество с прессой Ставрополя, Пятигорска и Владикавказа. Его статьи становились всё более смелыми и острыми, в них Хетагуров поднимал темы нищеты, бесправия, насилия и неравенства. Однако в то же время здоровье поэта ухудшалось — у него развился тяжёлый костный туберкулёз.
В 1901 году Хетагуров поселился во Владикавказе, занимался живописью, публицистикой, работал над поэмой «Хетаг», мечтал открыть школу рисования и возглавить газету «Казбек». Но болезнь оборвала все планы. Зимой 1903 года он жил один, в нетопленой квартире, почти без средств и медицинской помощи.
Летом 1904 года сестра забрала тяжело больного Коста в родное село Георгиевско‑Осетинское. Там, в тишине гор, он прожил ещё три года. 1 апреля 1906 года поэт скончался. Его похоронили во Владикавказе.
Защищал простых людей
Хетагуров писал стихи, поэмы, басни и рассказы. На Кавказе его знали как публициста и защитника народа, в Осетии — как поэта. Его работы, среди которых «Владикавказские письма» (1896), «Накануне» (1897), «Насущные вопросы» (1901), принесли ему репутацию смелого публициста, борца за права горцев.
Настоящая сила его поэзии раскрылась в сборнике «Осетинская лира» (1899), написанном на родном языке. Эти стихи стали духовным символом осетинской культуры.
Кроме того, Хетагуров был первым осетинским художником. Он продолжал традиции русских мастеров‑демократов, изображая жизнь простого народа, горные пейзажи и портреты современников.
В 1939 году во Владикавказе открылся Дом‑музей Коста Хетагурова, а в 1955 году рядом установили памятник поэту.
Его творчество переведено на десятки языков народов России и Европы, а имя Коста Хетагурова навсегда вписано в историю как символ достоинства, гуманизма и силы осетинского духа.
В Осетии разработали шрифт на основе почерка поэта Коста Хетагурова
В Северной Осетии впервые наградили кавалеров ордена «Коста Хетагуров»
Дом осетинского поэта Коста Хетагурова выставили на продажу за 20 млн руб.
Спектакль по поэме Коста Хетагурова об Иисусе Христе поставили в Осетии