В уходящем 2014-м – сразу несколько больших юбилейных дат, связанных с именем короля танца Махмуда Эсамбаева – он родился в 1924-м, в 1974-м стал народным артистом СССР, спустя 10 лет – Героем Социалистического труда. Мог станцевать всё что угодно, ему рукоплескал весь мир, а вот о его работах в кино известно не так много. Большой артист не чурался эпизодов, и каждый из них становился украшением картины.
Специальная роль
«С Махмудом Эсамбаевым была краткая встреча на фильме «Жизнь, ставшая легендой», – вспоминает второй режиссёр этой картины Рафаэль Гаспарянц. – Он был тогда на гастролях в Орджоникидзе (Владикавказе). И Юрий Степанович Чулюкин, режиссёр-постановщик, хорошо знавший Эсамбаева, придумал для него крохотную роль – эдакого князя-кутилы. Сюжет простой – герой Махмуда принимает гостью из столицы и после угощения собирается показать ей местные достопримечательности. Он демонстрирует свою галантность и широту натуры,а гостья доверчиво и счастливо подыгрывает ему, принимая его высокопарный слог. Этот эпизод представлял из себя одну из картинок жизни большого города, увиденную глазами двух наивных горцев, впервые покинувших родное горное село. Во время съёмок лошадь долго отказывалась резко стартовать после реплики Эсамбаева: «В Дарьяльское ущелье! Только – мигом!». К чести артиста, он мужественно выдержал большое количество дублей и потом шутливо иронизировал по поводу съёмок – вроде того, что ему было бы проще всё это станцевать. Но этот эпизод, на мой взгляд, украсил картину. Самому Эсамбаеву, мне кажется, было интересно наблюдать изнутри процесс съёмки художественного фильма, в 1960-х это было в новинку».
Идолы на песке
Позже, в 1970-х, на Северо-Осетинской базовой студии телефильмов сняли фильм-концерт «Махмуд Эсамбаев». Рассказывает режиссёр Суламбек Мамилов (известный по знаковой картине «Ночевала тучка золотая»):
«Снимали в Грозном, на берегу Терека, в Сочи и Дагестане. В картине более 10 танцев разных народов мира, мы сохранили великое искусство великого танцовщика и артиста на плёнке. Махмуд сам захотел, чтобы фильм делал я – мы дружили ещё со времени ссылки в Киргизии. В нашей семье хранится реликвия – книга, первые записи в которой сделаны в конце XIX века. Свои пожелания оставил в ней Махмуд Эсамбаев в конце XX века, подписавшись «Ваш восьмой брат». Нас семеро братьев и он всегда был своим. Мы все относились к нему с трепетом – он был талантлив невероятно. И на картине показывал пример – чрезвычайно дисциплинированный, ответственный, требовательный к себе. Фильм снимали интернациональным коллективом, никто не смотрел – кто откуда. Были отличные операторы с Грозненской студии телевидения -Николай Куан и Юрий Тимофеев. Для них это была первая работа в кино, и они прекрасно справились. А вот натуру для фильма найти было непросто. Индийский и бразильский танец снимали на берегу Каспия. Колорит Бразилии для танца макумба помог создать великолепный резчик по дереву Мурад Поланкоев. За 10 дней молодой ингушский мастер (ныне народный художник России) вырезал штук восемь пятиметровых скульптур – идолов-исполинов из цельных стволов деревьев. На горячем каспийском песке благодаря им и искусству Махмуда получился уголок знойной Бразилии. Мы все гордились, что нам выпало счастье работать с таким великим талантом».