Государственный русский драматический театр имени Лермонтова в Грозном открыл 75-й юбилейный сезон
Смоктуновский, Броневой, Бондарчук…
Официально годом его рождения считают 1938-й, но многие театралы убеждены – вести отсчёт даты создания русского театра в Грозном правильнее будет с начала прошлого века. Говорят, первые спектакли здесь были поставлены ещё в 1904-м году.
Как актёр на грозненских подмостках пробовал себя создатель известной на весь мир русской театральной школы Константин Станиславский, «засветился» на чеченской сцене великий Мейерхольд. Не исключено, что бывал на гастролях в чеченском театре и будущий отец-реформатор Евгений Вахтангов, делавший первые сценические шаги по соседству - в родном Владикавказе. «Наследили» на сцене русского театра в Грозном Иннокентий Смоктуновский, Леонид Броневой и Сергей Бондарчук. Создатель масштабной киноэпопеи «Война и мир» начинал здесь актёром во время Великой Отечественной.
- Многие актёры жили тогда прямо в оркестровой яме, - рассказывает главный режиссёр русского драмтеатра в Грозном Али Марисултанов. - Я пришёл в театр в начале 1970-х, но наши уважаемые старики хорошо помнили то время и много рассказывали о знаменитых на весь мир режиссёрах и артистах, с которыми в своё время выходили на сцену.
Начинающий актёр Али садился неподалёку и слушал театральные истории. Что в них правда, что вымысел, сегодня и не разобраться. Говорят, в театре служил дед любимого в СССР и России певца Муслима Магомаева. Его скрипка и черкеска хранятся сейчас в грозненском музее.
Хлестаков мечтает о Джульетте
Звёздный ряд имён на чеченской сцене продолжили в веке ХХI Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, не так давно представившие зрителю нашумевшую в театральном мире постановку «Рассказы Шукшина». После многолетнего перерыва русский театр, разбитый в годы войны, был отстроен заново и принял столичный Театр Наций. Принял на бис, продолжая готовиться к собственной премьере – «Ревизору» Николая Гоголя. Исполнителю главной роли Апти Исламгариеву удалось пообщаться с Евгением Мироновым.
- Первое, что сказал - «тоже играю Хлестакова». И специально несколько раз посмотрел фильм, где он мастерски исполняет эту роль. Евгений Витальевич обрадовался и удивился – он, как оказалось, не видел готовой картины, не удалось, - рассказал «АиФ-СК» грозненский ревизор.
Ему 26, он выпускник Чеченского госуниверситета, в театре с 2007-го. Хлестаков – первая главная роль Апти Исламгариева. Он признаётся, что волновался страшно, работа большая, серьёзная – надо выдержать темп, меняться в каждой сцене, использовать все время новые краски.
- Да и язык Гоголя отличается от современного, много слов, вышедших из нашего обихода, - говорит актёр. – Родители были на спектакле, не ожидали такого успеха, но я своей работой не скажу, что доволен – рано ещё об этом говорить.
Он мечтает сыграть Ромео в шекспировской пьесе, уверен - в труппе театра режиссёры смогут найти Джульетту.
«Ревизора» на чеченской сцене поставил заслуженный деятель искусств, профессор кафедры мастерства актёра знаменитого Щукинского театрального училища Владимир Поглазов. Премьера, к слову, едва не сорвалась – заболел Бай-Али Вахидов, народный артист республики и просто легендарный чеченский актёр. А на нём – другая главная роль, Городничего. Он всё же вышел на сцену и был великолепен.
- Люди, живущие за чужой счёт, хитростью и обманом, одинаковы во всём мире, в этом смысле чеченский «Ревизор» также актуален и понятен нашему зрителю, как в любом уголке мира, - говорит главреж театра Али Марисултанов, - сомнений, что спектакль будет востребован, у нас не было. Планируем подготовить выездной вариант постановки и возить «Ревизора» по всей республике. Он доедет до самых отдалённых сел Чечни.