Первый раз Стас Козицкий попал в театр оперетты в возрасте 4 лет. Лучше всего он запомнил потрясающую энергетику цыганских танцев, и игра "в театр" на несколько лет стала для него и старшего брата Анатолия любимым занятием. Готовили декорации, рисовали афиши, переодевались в самодельные костюмы, даже лампы для освещения ставили, имитируя "свет рампы" - все было по-серьезному. Минует не так много лет, и Станислав Козицкий выйдет на ту самую сцену Ставропольского краевого театра оперетты в Пятигорске, которая в детстве поразила его, а позже гостеприимно приняла как артиста.
Солистами рождаются?
В школьных постановках Стас не участвовал, в школе был замкнутым и вытащить на сцену "солиста домашнего театра" долго не представлялось возможным. Любимым предметом было рисование. Вот только увлечение школьника поддержки не получило - Василий Васильевич, учитель-предметник, упорно ставил юному художнику двойки - был убежден, что мальчишка рисует не сам. Маме Лолите Борисовне не раз приходилось защищать в школе честь сына, доказывать, что ребенок умеет рисовать.
С пением получилось гораздо проще - в хоре талантливый ребенок быстро стал солистом. Его приметила известный местный педагог Элеонора Горбенко и пригласила в вокальный ансамбль. Станислав мечтал заниматься вокалом профессионально, планировал поступать в столичный вуз, но средств на учебу в Москве не было. Козицкий поступил в Минераловодское музыкальное училище имени Сафонова (вместе со старшим братом) на актерский курс, набирали который совместно с театром оперетты. Сюда он и пришел в 1999 году после окончания учебы. Первой ролью стала роль Принца в новогодней сказке "Золушка". Сегодня все сказочные и не только сказочные царственные особы - в творческой копилке Козицкого. В "Хануме" он - племянник князя, в "Прекрасной Елене" - Парис, сын царя Приама, в "Щелкунчике" - конечно, наследник престола. Царственное сценическое амплуа на характере артиста никак не отразилось - он открыт и прост в общении, без намека на заносчивость и тени высокомерия. Может, оттого и сказочным его персонажам так безоговорочно верят дети? Маленьких зрителей не проведешь...
Польские корни
На фамильном древе Козицких-Чижевских представителей творческого цеха немало. Актеров среди ближайших предков не было, но бабушка Станислава Алла Тадэушевна нашла в семейном архиве информацию о Софье Аркадьевне Давыдовой, родственнице, которая прекрасно пела и даже выступала на сцене в 20-е годы XX века.
Пение в семье было неотъемлемой частью жизни -поют мама и бабушка, пела прабабушка Станислава Ольга Константиновна Чижевская. "Мы с братом засыпали только под ее пение. Она сочиняла для нас сказки и целые музыкальные истории. Была удивительно добрая, прощала нам все шалости, никогда не наказывала", - вспоминает Стас. Прадед Тадэуш Станиславович Чижевский к пению относился прохладно, хотя был человеком безусловно творческим - мог смастерить что угодно буквально из ничего. Когда правнуку понадобилось освещение "как на дискотеке", сделал лампы и гирлянды по высшему разряду. Прадед прошел Великую Отечественную, отличался фотографической памятью, много знал и умел. Его отец - основатель рода Чижевских в России - приехал в Пятигорск из Польши в 1901 году. Как гласит семейное предание, Станислав Якубович Чижевский был художником-альфрейщиком. Мастерству обучался в Германии, в престижной Лейпцигской школе. Он прибыл на Кавказские Минеральные Воды в составе группы польских специалистов из компании "Гостынский и Ко" для монтажа и установки металлических конструкций, названных Лермонтовской и Пушкинской галереями.
Станислав (в честь прапрадеда наш герой получил свое имя) женился на польской девушке из местных (польская колония в Пятигорске была весьма многочисленной) и остался на жительство. У Чижевских было 7 детей, одна из дочерей по-прежнему живет в родном городе, где ее отец "приложил руку" к созданию старейшего фонтана "Деды" (известного также как "Гномы" и "Сказка"), им была выполнена и великолепная лепнина знаменитых Родоновых ванн. Внучка талантливого мастера Алла Тадэушевна много лет работала главным художником местной фабрики художественных изделий. Выполненные по ее эскизам покрывала и ковры не раз экспонировались на ВДНХ.
... На работу в театр Станислав Козицкий идет мимо Лермонтовской галереи, в установке которой принимал участие его прапрадед. На сцене галереи Станиславу довелось сыграть одну из своих первых ролей - здесь проходил госэкзамен по актерскому мастерству, ставили спектакль "Две стрелы".
Дома часто готовят польские галушки из картофеля с салом - их очень любили прапрадед и дед. У Стаса Козицкого (его отец тоже польских кровей) это блюдо - тоже любимое. Под польскую еду и русские песни Козицкие-Чижевские вспоминают своих предков. Возможно, в Польше живут потомки Якуба Чижевского, отца основателя русской ветви рода Чижевских Станислава Якубовича? Кто знает, может также под любимые картофельные галушки они поют на родном языке, играют на сцене, рисуют или лепят. Род как-никак творческий.