Помните популярный в 70-х-80-х Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио? В маленьком курортном Железноводске за успехами талантливых столичных солистов пристально наблюдал Иван Васильевич Лихачев и при случае мечтательно говорил внуку-школьнику: "Вот бы тебе, Серега, так выступать..." Мальчишка успокаивал старика: "Подожди, дед, выйду я на сцену". Прошло с тех пор почти три десятка лет. Дедушку Ивана Сережа Галкин не обманул - сегодня он заслуженный артист России, ведущий актер Ростовского театра драмы имени Горького.
"Я не зря тебя учила"
В семье он стал первым представителем актерской профессии. Родителей выбор сына поначалу ошеломил - что за работа такая, уж лучше бы на инженера пошел учиться. Дед Иван был не единственным, кто всерьез воспринимал Сережку как будущего артиста. Талант в сорванце разглядела Галина Николаевна Касьянова, руководитель театрального кружка.
- Занимались, где только можно было, - вспоминает Сергей Викторович. - И в школе, и в Доме пионеров. Я пришел в кружок лет в 10, играл в сказках новогодних, делали мы кукольные и драматические постановки - все по-настоящему.
А мальчишки, к слову, попадали под чуткое крыло Галины Николаевны не только по желанию - подчас дорога на кружковскую сцену начиналась... в детской комнате милиции. Касьяновой удалось не только уберечь, но и дать путевку в профессию, как принято говорить, целой артистической плеяде, представители которой украшают своим талантом театры десятков городов России. Не так давно, во время первых гастролей театра на Кавминводах Сергей Викторович пригласил на свой спектакль Галину Николаевну. От нее, первой и главной наставницы услышал заслуженный артист РФ весомое признание: "Я не зря тебя учила".
Деду Ивану Васильевичу увидеть успех внука на большой сцене не довелось. А родители и младший брат Геннадий (он, как и отец, стал водителем) о спектаклях Сергея отзываются с восхищением.
Актер-художник
В Ростовский академический театр имени Горького Сергей Галкин пришел 17 лет назад. Окончил училище искусств, отслужил в армии и стал пробовать свои силы на сцене. Заявил о себе во весь голос и в полный рост - Соколов в "Судьбе человека", "Милый друг" Жорж Дюруа, Спирид в "Панночке". Эту постановку по известной пьесе Нины Садур ростовчане возили в начале
90-х в Германию. Публика, как убедился Галкин, реагирует на эмоциональную передачу как в России, так и за рубежом.
- Спектакли, - вспоминает Сергей, - шли без перевода, при полном зале, зрители - не только наши бывшие соотечественники. Если театральное действо энергетически заряжено, это интересно на любом языке.
В Европе мы не раз были, интерес к нашим постановкам всегда есть. Хороший спектакль - он как музыка - понятен без перевода.
О своих творческих удачах и планах Сергей Галкин рассказывать не спешит - лучше о том, что уже состоялось. А состоялись десятки главных ролей, неизменно вызывающих неравнодушную реакцию - от безоговорочного восхищения до признания многокрасочного мастерства. Сам Галкин о своих актерских работах говорит, как художник, стоящий у мольберта.
- Тигран - это скорее живопись, масло (премьера 2007 года, главная роль в исторической драме "Тигран Великий". - Авт.). Мы - те же художники, один работает карандашом, другой - акварелью, - это способ передачи, а что передать - это другой вопрос, - делится своей философией Сергей Викторович.
В его творческом багаже и графика с точечным попаданием в образ, как в "Бешеных деньгах" по Островскому, где для роли Василькова требовалась четкость рисунка. Галкин не только для своих работ находит образные сравнения - эталон профессии для него величайший актер Евгений Лебедев (народный артист СССР, лауреат Госпремий. - Авт.):
- Это гуашь. Классика жанра, школа импровизации, школа проживания ситуации до конца.
Эпизод без телевизора
О выборе между комедийными ролями и драматическими Галкин делает выбор в пользу эпизода.
- Он - как лакмусовая бумажка - проверяет актера на зрелость. Смог вытащить "в двух словах" паровоз обстоятельств - хороший артист, не смог - ну что сказать, - Сергей разводит руками.
Вслед за ним руками развожу я - Сергей Викторович признается, что намеренно не смотрит телевизор.
- Борюсь с засорением головы - без телевизора как-то веселее. Он нужен только раз в году - в новогоднюю ночь, для фона, - такова позиция Галкина.
Еще он говорит, что любая история, сыгранная на сцене, тем или иным образом отражается в жизни.
- И все персонажи - мои: и царь Петр в "Шуте Балакиреве", и Митя Карамазов в "Деле Карамазовых", и Мышлаевский в "Белой гвардии", - Сергей перечисляет роли, как имена друзей.
О Булгакове - отдельный разговор. Он дал четкое определение ситуации в России, убежден Галкин, когда офицеры сидят в кофейне, а солдаты - без сапог. А трагедия - она в попустительстве. И со временем ничего не изменилось...
Сегодня, что радует, меняется другое - возвращается классика. Творческий руководитель Ростовского театра драмы, народный артист РФ Николай Сорокин поставил Чехова. Галкин занят в роли Харина, одной из лучших своих комедийных ролей. На спектакль "Невидимые миру слезы" по рассказам Антона Павловича зритель идет. Это к теме телевизора, смеется Сергей Викторович.
- Люди приходят к осознанию ненужности этого ящика и идут в театры, кино. Идут просвещаться иным способом - в библиотеках народу тоже прибавилось, - констатирует Галкин.