Несмотря на отсутствие финансовой поддержки, кавказские исполнители разрушают мифы: классическое искусство востребовано!
Расширяя горизонты
Пример тому – проект певицы Лидии ПЕТРИЧЕНКО, пятигорчанки. Сегодня она живёт и работает в Москве, но регулярно выступает в столице округа. Проект появился пять лет назад и сразу получил признание жителей и гостей Кавминвод. В одном концерте можно увидеть и услышать молодых, но уже вполне состоявшихся исполнителей из республик Северного Кавказа и хорошо известных в регионе корифеев.
– Это мои друзья и близкие знакомые. С одними я работала прежде в краевом театре оперетты, другие были моими педагогами в Ставропольском краевом училище искусств им. Сафонова, третьи – однокурсниками или моими студентами в Северо-Кавказском государственном институте искусств в Нальчике, четвёртых – знаю как высокопрофессиональных исполнителей, есть и такие, с которыми познакомилась уже в Москве, – рассказывает Лидия Петриченко.
Певица считает, что нередко талантливых исполнителей знают в регионе незаслуженно мало, а на таких концертах публика открывает артистов-земляков, порой – с неожиданной стороны. Концерты, включающие русскую и зарубежную классику – как оперную, так и эстрадную, существенно расширяют горизонты – для тех, кто в зале, и тех, кто на сцене.
Соло для меценатов
Проект, объединяющий в одном концерте инструменталистов, певцов и солистов балета, знакомит зрителя с новыми именами. Классический жанр востребован по всему Северному Кавказу, виртуозно владеющие им есть в разных его регионах.
– В проекте «Лидия Петриченко собирает друзей» я не первый год, – говорит Зураб БОЗИЕВ, артист Государственного республиканского Музыкального театра Кабардино-Балкарии. – Живая музыка – никаких колонок и фонограмм – это то, что в итоге люди выбирают сами. И тот стереотип, что у нас не воспринимают и не понимают классическую музыку, абсолютно ошибочен. В этом убеждался лично, и не раз. В Пятигорске всегда хорошо принимают, как и в Нальчике. Надо чаще давать людям возможность слушать такую музыку не только в столицах, но и в самых отдалённых уголках.
Старшее поколение мэтров вспоминает, как при СССР артисты давали концерты селянам прямо в поле – откидывались борта грузовика, на образовавшейся импровизированной сцене пели, танцевали, играли. Исполняли Шуберта, к примеру, или Чайковского. Почему не возродить традицию, выезжая в ставропольские сёла и горные аулы республик? В проходящий в России Год культуры о провинции, как водится, забыли, сосредоточив мероприятия в крупных центрах. Но начинать необходимо – нести классический заряд, а профессиональное живое исполнение равнодушным не оставит.
«Есть идея сделать для Северного Кавказа спектакль-концерт, – делится Петриченко, – опыт режиссёрский имеется, собрать хорошие голоса и музыкантов смогу, а вот финансирование… Вкладывать в классический жанр – меценатов в регионе единицы».
Такую программу всерьёз стоило бы взять на себя государству, как это было прежде, тогда можно и судить о том, какие жанры на Кавказе востребованы.