Примерное время чтения: 7 минут
1489

Конский череп и «прожарка» над огнём. Обряды славян в ночь Ивана Купалы

Арсений Плешаков / АиФ

Кто такой Иван Купала?
Имя, присвоенное празднику — это упоминание бога, уверены учёные. Иван Купала — это Иоанн Креститель, ведь «крестить» в переводе с греческого — погружать, или, по-другому — купать. Кроме того, этот перевод был очень созвучен с праславянским глаголом kǫpati, который носил подходящий смысл: это обрядовое омовение в открытом водоёме. Многие уверены: Купала был особым славянским божеством. Но мнение это — ошибочное, и виноват в этом древний летописец. Увидев, какие ритуалы проходят в эту ночь, летописец решил, что праздник обязан названием языческому богу. Ошибку растиражировали, вплели в фольклор, многократно переписали и перепечатали. И лишь недавно стало известно: праздник Ивана Купалы — это уникальный синтез язычества и христианства, что отражено даже в названии.
Венки, костры, папоротник, озёра, славянские узоры на белых сорочках — приблизительно такой набор ассоциаций возникает в голове у большинства россиян, когда они слышат о ночи Ивана Купалы. Праздник, корнями ведущий к восточным славянам, отмечают в ночь на 7 июля. Чему так радовались в эту ночь наши языческие предки, чего просили у богов, и какие ритуалы сегодня пришли на смену древним обрядам? STAV.AIF.RU собрал известные и непопулярные факты о празднике, который имел славу рокового. 

Огонь, вода и полевые цветы 

У ночи Ивана Купалы в представлении древних славян было три обязательных компонента: огонь, вода и травы. Причём, именно в этой последовательности.

Начинали праздновать всегда с разжигания костров. К добыче огня приступали уже на закате. Место для костра выбирали неподалёку от водоёмов, на холмах возле озёр или берегах рек. Времени разведение костра занимало довольно много — искру добывали трением друг о друга древесных стволов. 

Некоторые народности украшали костёр, закрепляя в центре высокий столб с надетым на него конским черепом. Череп символизировал зло, поэтому его нужно было сбить, а после — начинать пляски, празднуя победу над нечистыми духами. Ещё славяне любили сжигать в кострах рухлядь, хлам и ненужные вещи. Старьё собирали по всем домам, после чего — складывали в кучу и поджигали. 

Костёр в купальской традиции — основа большинства обрядов. Считалось, что все женщины поселения должны в праздничную ночь подойти к костру, иначе они объявлялись ведьмами. А знаменитые прыжки через костёр — это такая процедура очищения, которая снимала порчи и заговоры. Были даже своего рода соревнования: кто выше прыгнет, тот и будет счастливее. Над костром в ночь Ивана Купалы могли даже «закалить» — подержать пару минут, чтобы тело пропиталось защитой от всякого колдовства. Молодые пары через костёр прыгали, взявшись за руки. Если руки парня и девушки после прыжка не расцепятся — впереди свадьба, считали славяне. Жгли костры обычно до утра, а после этого — поджигали лучины и несли домой. Ведь это, считали славяне, «живой» огонь. 

Фото: АиФ/ Арсений Плешаков

Таким же обязательным атрибутом в ночь Ивана Купалы была и вода. Совершить омовение до рассвета полагалось каждому отмечающему в обязательном порядке. Обычно купались в реках и озёрах, но в некоторых случаях обряд проходил даже в бане. 
Сакральный смысл славяне находили в травах. Во время игрищ девушки обязательно вязали венки. Известна традиция со «слепой» раздачей: одна из девушек отправлялась в лес, где мастерила несколько венков, а после — раздавала другим с завязанными глазами. Тем, кому достался красивый яркий венок, это сулило счастливое будущее и удачное замужество. А вот те, кто получил увядшую и сухую композицию, ждали горя и беды. 
Состав венков имел особое значение. Наши предки верили, что растительные компоненты, если собрать их со знанием дела и строго по времени суток, могли играть роковую роль в их судьбе: излечивать от болезней, укреплять отношения, способствовать материальному благополучию.

Самыми сильными магическими свойствами, в видение славян, обладал цветок папоротника. Его поиски — одна из самых известных традиций, которая обросла мифами и легендами. Согласно народным поверьям, папоротник цвёл только раз в год, и нашедший его человек наделялся божественными способностями. Современная ботаника уже давно опровергла красивую традицию: папоротник не может цвести. 

Фото: АиФ/ Арсений Плешаков

Игрища в опале 

Никто не знает, когда древние славяне впервые отпраздновали летнее солнцестояние. Но первые упоминания о подобных ритуалах относятся к VII веку, к периоду правления иудейского царя Манассии. В трудах того времени говорится о хорах, гаданиях и морских берегах. Это можно было бы считать совпадением, если бы не указанная дата — 23 июня по старому стилю, то есть как раз 6 июля — по новому. 
Но довольно скоро славянский праздник попал в опальный список. С традициями начали бороться уже в XII веке. В весёлых до этого обрядах властители разглядели бесовское, сатанинское и скверное. Это привело к тому, что ночь Ивана Купалы затабуировали. Вот что писали тогда в «Стоглаве»: «Мужи и жены, и дети в домех, и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы, и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, ещё же и пьянством». 
Но не все верили, что от языческих традиций славяне так быстро и просто откажутся. Многие священнослужители уже тогда понимали, что люди по-настоящему верят в обряды и гадания и не согласятся забыть о них. Однозначного мнения нет и сейчас, но большинство современных служителей церкви всё же выступают с критикой праздника. 

По новому стилю 

Прыжки через костры остались в прошлом. Сегодня ночь Ивана Купалы — это повод для веселья, а не площадка для выстраивания судьбы. Те, кто хочет сохранить флёр обрядовости и магических ритуалов, проводят шуточные гадания. Даже к реке идти не надо, хватит таза с водой и двух ромашек. Опускайте цветы в воду и получайте прогноз: поплыли рядом — браку быть, поплыли врозь — расставания не миновать. Но это, как говорит, тёплый ламповый способ празднования. А вот действительно радикальный — тематическая вечеринка в ночном клубе. Ведь ночь Ивана Купалы, как и любой интересный праздник, не проходит мимо тех, кто привык монетизировать такие даты, зазывая клиентов красивыми афишами и яркими обещаниями. Но обвинить их в этом сложно, ведь почти наверняка клубные гулянья нашим современникам дают ровно то же, что и ночи на берегу реки — древним славянам: веселье, приключение и утреннюю головную боль различной степени тяжести. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах