Это интересно: | |
---|---|
Как христианство пришло на Северный Кавказ? Вот несколько исторических фактов:
|
В многоконфессиональном регионе отмечают 1025-летие принятия христианства – в столице округа побывал передвижной вагон-храм с мощами св. князя Владимира, крестителя Руси, состоялась масштабная научная конференция, посвящённая истории крещения Кавказа, открылась фотовыставка, прослеживающая возрождение православия за минувшие четверть века.
Народный храм
На фотоплёнке – хроника событий: как постепенно от безверия возвращались к истокам. На православной карте появляются новые церкви, первым кирпичиком в новейшей истории духовного возрождения Северного Кавказа стал храм Воздвижения Креста Господня в Кисловодске. Начинали стройку с нуля, на том самом месте, где в 1826 году храм был возведён, а 100 с лишним лет спустя разрушен. Новый заложили в 1986-м, освятили в 1988-м, аккурат в год 1000-летия крещения Руси. Протоиерей Гермоген (Лиманов) настоятелем здесь 11 лет, а начинал святое дело его отец – протоиерей Сергий:
Точка зрения: | |
---|---|
Мухаммад Хаджи Рахимов, глава Российской ассоциации Исламского согласия, председатель ДУМ Ставропольского края: – Мусульмане России на протяжении многих веков жили и живут в мире и благополучии с православными братьями, в одной большой и сильной стране. И мы обязаны сохранить это единство. Если его не будет, не будет России – мощного и сильного государства. В нашей стране сотрудничество между исламом и православием является жизненной необходимостью, только в тесном взаимодействии этих двух ведущих религий России мы сможем сохранить и приумножить славу и величие нашей державы. Доверительные отношения связывают нас с представителями РПЦ. Вместе с ними мы осуществляем проекты по воспитанию подрастающего поколения в атмосфере дружбы, нравственности, взаимоуважения и межконфессионального согласия. Что касается межрелигиозной напряженности, то заверяю вас, что она подогревается искусственно. |
– В середине 1980-х строить церковь было непросто, препятствий было множество. Город курортный, часто бывали здесь партийные руководители страны, а батюшка церковь затеял. Не давали стройматериалы подвозить, требовали, чтоб не выше пятого этажа купола, да много было всего. Отец Сергий здоровье своё положил, строя храм.
При поддержке и с благословения архиепископа Антония за 11 месяцев подняли коробку будущей церкви, справились с отделкой, росписью. Быстро построили, всё за народную копеечку, как говорит отец Гермоген – соскучились люди по духовному окормлению, потребность была очевидна. Крестовоздвиженский храм – предтеча возращения к духовным ценностям, вслед за этой церковью стали строиться на Кавказе соборы, один за другим. Сегодня только на территории Пятигорской и Черкесской епархии 120 храмов – вчетверо больше, чем было 25 лет назад. За пищей духовной тянется всё больше людей – за 2,5 дня ковчегу с мощами св.князя Владимира в кафедральном Спасском соборе поклонились почти 30 тыс. человек, храм открывали в 6 утра и запирали за полночь.
Аланский крест
Крещение Кавказа происходило не разовым порядком. Ещё в VIII веке 17 аланских вельмож приняли мученическую смерть за христианскую веру. Алания приобщилась к христианству не только одной из первых на Северном Кавказе, но и раньше Киевской Руси, это известный исторический факт. За точку отсчета взят год 916-й, хотя учёные называют и более ранние даты.
Комментарий: | |
---|---|
Сергей Савенко, кандидат исторических наук, директор Пятигорского краеведческого музея: – О прочных связях и взаимоотношениях представителей северокавказских народов с русскими людьми в XXVI вв. на духовнокультурной основе восточного христианства и православия свидетельствует объективный исторический материал. И сегодня это может послужить основанием для поддержания взаимопонимания и мира. О проповеднической деятельности русских монахов и священников в ХIXII вв. говорят артефакты – русские поклонные (придорожные) каменные кресты в селах Преградном, Дмитровском (Ставропольский край) и на территории Ставрополя, Заманкуле (РСОА), находки русских крестовскладней (энколпионов) для помещения святынь и нательных крестиков в КЧР, КБР, ЧР, РСОА и на Кавминводах. |
– Аланы-осетины, создавшие собственную православную традицию, – один из древнейших христианских народов России. Согласно письменным источникам, аланские цари принимали христианство с VIII века, а уже в первой четверти X века православие становится официальной религией страны, и на политической карте Европы появляется новое православное государство, вошедшее в обширную сферу византийской цивилизации, – говорит кандидат исторических наук Михаил Мамиев (РСО-А). – Праздновать 1100-летие этого важнейшего события, по благословению Зосимы, архиепископа Владикавказского и Аланского, намечено в 2016 году.
Осетия давно часть России и Русского мира, подобно тому, как в далекую средневековую эпоху Алания и Русь были частью мира Византийского. Известно, что в мае 1590 года на знаменитом Константинопольском соборе, посвящённом установлению патриаршества на Руси, в числе подписантов грамоты был архиепископ Алании Пахомий.
Сегодня РСО-А – единственная республика в СКФО, где бОльшая часть населения – христиане.