22 августа – День государственного флага России. Этот праздник дал нам повод взглянуть на современную символику регионов Северного Кавказа, которая за редким исключением имеет исторические корни и зачастую не следует правилам геральдики.
Откуда есть пошли?
В основе гербов всех национальных республик СКФО – традиционный для кавказских народов щит круглой формы. На каждом есть стилизованные горы с белыми вершинами, голубое небо и золотое солнце. На многих (кроме Северной Осетии) изображены орлы, у одних народов считающиеся символом храбрости и отваги, у других – силы и власти.
Большинство этих созданных в 90-е годы «круглых» гербов, опять же кроме Аланского, не имеют исторических корней. Ведь в дореволюционные времена у малых народностей практически не было своей официальной символики, а немногочисленные гербы и флаги здешних губерний и областей были составлены столичными герольдмейстерами, зачастую имевшими европейское происхождение. В советский период все автономные образования имели унифицированные эмблемы на основе герба РСФСР с дополнительными лентами с девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» на местных языках.
Герб РСО–Алании, как мы упомянули, стоит особняком. Его прообразом послужил рисунок знамени Осетии (золотой барс и снежные горы на красном фоне), изображённый в блокноте грузинского царевича, историка и географа Вахушти Багратиони в 1735 году.
Исторические корни есть и у национального знамени адыгско-черкесских народов, которое также используется как официальный флаг Республики Адыгея. Этот флаг – зелёное полотнище с тремя стрелами и двенадцатью звёздами – был придуман в середине XIX века как символ независимой Черкесии в Кавказской войне. По одной из версий, его авторы – английские дворяне, служившие в Турецкой империи, а эти две страны, как известно, были союзниками и воевали против России на её южных рубежах.
Современные флаги северокавказских республик зародились в 90-е годы прошлого века. Чаще всего они представляют собой три равные горизонтальные полосы с цветами, преобладающими и на гербах. Правда, значение каждого из цветов у разных народов трактуется по-своему.
Дизайнеры попрали устои
Современные российские герольдмейстеры зачастую пренебрегают законами и правилами классической геральдики, сформированными в средневековой Европе. Нарушены каноны и на многих гербах регионов СКФО. Ставропольский историк, эксперт в области геральдической науки Олег Козловсетует на то, что ни представители властей, ни авторы региональной и муниципальной символики не хотят прислушиваться к советам знатоков.
– Возьмём, например, Ставрополье: верхняя часть щита герба голубая, нижняя – синяя, – говорит эксперт. – А в классической геральдике есть только лазоревый цвет без оттенков. Хотя изображают его по-разному – темнее или светлее, в зависимости от традиций, и такие варианты можно заметить даже у средней полосы российского триколора.
Часто в описаниях местной символики можно встретить серебряные фигуры на белом фоне или золотые на жёлтом, что, по сути, нонсенс. В геральдике золотым считается жёлтый, а серебряным – белый. Эти цвета принято называть металлами, а остальные – финифтями. По канонам нельзя накладывать металл на металл и финифть на финифть. Это правило нарушается сплошь и рядом. Например, на флаге нашего края – белый крест на жёлтом фоне, и на флаге Ставрополя – жёлтый крест на белом фоне. В этом случае было бы необходимо отделить металлическую фигуру от металлического поля тонкой финифтевой каймой, как это принято в Европе.
Что же касается гербов, то зачем выдумывать что-то новое, если ещё до революции многие кавказские города имели гербы, выполненные по всем канонам. К сожалению, эти классические изображения не всегда берут за основу, а если и берут, то дополняют всяческими нелепыми элементами. И эта тенденция не только Кавказа, но и всей России, – считает Олег Козлов.
Соглашаться с этим мнением или нет – дело сугубо индивидуальное. Тем более что подавляющее большинство населения не знает таких тонкостей и уважает свои национальные символы чисто умозрительно. Наверное, так и надо...