О Галине Николаевне Касьяновой и ее театральной студии, созданной почти полвека назад в Железноводске, мы рассказывали в одном из номеров "АиФ-СК".
"Дети Мельпомены" постигают азы театрального искусства в малопривлекательном подвале, между тем за годы существования детского театра из него "выросли" десятки заслуженных артистов и деятелей культуры. Но сегодня речь о ней самой и истории ее семьи.
Рукописи не отдали
Галина родилась в 1927-м. Дед Николай Дмитриев в свое время служил управляющим банка в Ставрополе. В семье Дмитриевых было два сына, два Николая Николаевича. Старший - отец Галины, остался в России, младший (его домашние звали Коко) уехал в эмиграцию, то ли в Бельгию, то ли во Францию с родителями, бабушкой и дедом Галины Николаевны.
Как-то в годы хрущевской "оттепели" двоюродная сестра ее отца Наталья Аникеева (супруга бывшего вице-губернатора) пришла с известием, что Николая Дмитриева разыскивают, скорее всего, эмигрировавшие родные. Вроде письма поступали из Европы. Галина и ее мама не заявили о себе. Отчего? Объяснить точно Касьянова не может. Помнит, как пыталась отыскать работы отца - он, выпускник московского университета, был блестящим пытливым лингвистом. Написал учебник по латыни, коих были единицы, составил словарь древнего языка. Труды Николая Дмитриева сгинули где-то в подвалах НКВД. Получая документы о его реабилитации, Касьянова просила вернуть рукописи отца. Ей коротко объяснили - все пропало. Сохранившиеся фотографии близких Галина Николаевна передала в музей имени Прозрителева и Праве, где когда-то работал Николай Дмитриев. Передала и полотенце с царскими вензелями, хранившееся в семье больше ста лет. Его отец получил в дни празднования 300-летия Дома Романовых, где Дмитриевы были в числе приглашенных - весьма почетный факт.
...Первый раз отца арестовали в 1934-м, Гале было тогда 7 лет. Второй раз забрали в 1944-м в Ставрополе, где в то время жила семья. Галину тоже допрашивали в НКВД. Девушку исключили из комсомола, друзьям она сказала сама - проголосуйте "за", иначе всем будет хуже.
Вновь комсомолка
История с ВЛКСМ получила продолжение - спустя почти полвека Касьянова заявила одному из "рулевых" местного комсомола Валерию Гаевскому, что пора бы ее восстановить в рядах Союза молодежи. Тот удивился, но "в строй" Галину Николаевну "вернул" - ей торжественно вручили огромный комсомольский значок...
Отношение к вождям в семье было полярным - отец Галины ненавидел Сталина. В дни траура по вождю в 1953-м все повторял - "Господи, дай еще и еще услышать эти слова - Сталин умер!" Мама верила всему, что писали газеты и талдычило радио - в стране все хорошо. А сама Галина Николаевна считает, что Сталин кое в чем заслуживает уважения: он не отдал ни пяди нашей земли, не сколотил состояния.
- Вы посмотрите, что он оставил после себя? Шинель да ичиги. Сегодня же состязаются - у кого вилла больше, да кошелек толще...