Героиня наших нескольких очерков о чеченской военной кампании 81-летняя Ольга Лисовская из Ставрополя прекрасно помнит и первый, и последний день Великой Отечественной войны.
Радость со слезами
«Последнюю мирную ночь с 21 на 22 июня 1941 года я была в пионерском лагере, прозвучал отбой, и дети легли, счастливые, спать. В 4 утра после объявления о нападении Гитлера нас разбудили, дети плакали, видя небывалую тревогу на лицах взрослых. Работники лагеря разбежались, была паника. Мне нестерпимо захотелось домой, через день приехал отец и меня увёз. В сентябре его вызвали в военкомат, он оставил нас, троих маленьких детей, и ушёл на фронт. Так и стоит он перед моими глазами – красивый, нарядный, в железнодорожном кителе, поскольку работал на железной дороге, и у него даже была бронь.
Перелом войны происходил в Северной Осетии. Помню, как бомбили фашистов красноармейцы, и немцы драпали с этих мест – из Орджоникидзе, из Грозного», – рассказывает Ольга Фёдоровна.
Случилось так, что даже не потерявшие родных на войне всё равно пережили личные трагедии. «Кто смеялся, кто плакал в День победы. Мы слышали, когда объявили, что кончилась война. Отец был танкистом, под Сталинградом его, раненого, угнали в плен в Германию, где он пробыл до конца войны. Значился как пропавший без вести, – продолжает О. Лисовская. – После возвращения на родину таких, как он, ссылали в свои лагеря – на Дальний Восток. Пришло время, и моего отца реабилитировали, перед ним торжественно извинились. Но воочию папу мы больше не видели, он обосновался на Дальнем Востоке и прожил недолго».
Город-воин
В 2007 году ингушскому Малгобеку - одному из первых в России президент Путин присвоил почётное звание «Город воинской славы». От жителей Малгобека пришла коллективная просьба рассказать о его славном подвиге и отдельных людях. Ведь Малгобекская оборонительная операция сильно повлияла на результат боевых действий на всём Северном Кавказе.
Город действительно удивительный. В 1936 году здесь уже получили первый миллион тонн нефти. В 1939-м возвели город. Вся страна строила Малгобек, но с началом Великой Отечественной войны город-труженик превратился в город-воин. К осени 42-го смертельная опасность нависла над Малгобеком, Грозным, всем Кавказом. Малгобекчане вместе с другими кавказцами 26 августа вышли на многотысячный митинг в столице Чечено-Ингушетии, где дали священную клятву – отстоять Кавказ от нашествия вражеских полчищ. «Пусть солнце не сияет над нами, если пустим проклятого немца на Кавказ», – сказали тогда они, клянясь.
Труженики тыла вспоминают, как, забывая об отдыхе и сне, они добывали нефть и строили на подступах к нефтяным промыслам и городу оборонительные сооружения, рыли окопы, устанавливали противотанковые «ежи» под прицельным огнём вражеской авиации.
В ночь на 1 сентября гитлеровцам удалось форсировать Терек в районе Моздока и начать наступление. Генерал Клейст, имевший в подчинении три армейских корпуса, горно-стрелковую дивизию, отдельные полки и батальоны, приказал внезапно захватить Малгобек, но чтобы уцелели нефтепромыслы, и немедленно организовать добычу нефти. Для этого была даже подготовлена техническая команда «Викинг-6» с полным штатом инженеров и рабочих.
Но Малгобек стал непреодолимым препятствием на пути продвижения вражеских войск к нефтяным узлам страны: Грозному и Баку, он был как кость в горле для немцев. Когда к городу всё-таки пробрались два немецких танка, в единоборство с ними вступил красноармеец, бывший нефтяник Иван Губенко. Один танк он подбил из бронебойки, его тяжело ранило. Из последних сил он подполз к другому и подорвал его гранатами, сам скончался на месте от полученных ран. Клейст не жалел и своих – ему во чтобы то ни стало нужна была нефть, чтобы наполнить баки танков бензином. Наши войска тогда отбили 23 танковых и 14 пехотных атак. Клейст бросил на Малгобек и всю авиацию, принеся в жертву лучшую дивизию СС «Викинг», но желанной нефти так и не получил.Когда фашисты всё же захватили часть города, они не смогли добыть ни одного грамма «чёрного золота», в котором так нуждались.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.