О том, что чистая вода в ближайшем будущем может стать одним из самых ценных природных ресурсов, ученые предупреждали уже давно. И, судя по тому, какие ожесточенные споры сегодня развернулись вокруг принятия нового федерального закона, регламентирующего требования к минеральной воде, эти времена, похоже, наступили.
Природа вне закона
Законопроект уже прошел первое чтение. И, по словам Александра Сысоева, депутата Госдумы Ставропольского края, представляющего ее позицию в рабочей группе Госдумы РФ, число нестыковок и противоречий в нем просто поражает. А сама поспешность принятия документа наводит на мысль о банальном лоббировании интересов определенных групп.
Столь серьезное внимание к этому вопросу со стороны краевых властей не случайно. Дело в том, что этот законопроект напрямую затрагивает интересы Ставрополья. Как отмечает Александр Михайлович, основная проблема состоит в том, что часть уникального запаса минеральных вод может попросту потерять право называться природной и натуральной. Причем коснется это и ценнейших видов лечебных и лечебно-столовых вод, качественный состав которых должен регулироваться лишь специальными медицинскими заключениями, а уж никак не техрегламентами, принятыми Думой.
Чтобы понять суть проблемы, стоит рассмотреть конкретный пример. В настоящий момент известная марка минеральной воды "Ессентуки" разливается из двух месторождений - Ессентукского и Нагутского. При этом воды Нагутского месторождения обладают практически идентичными лечебными свойствами с водами Ессентукского. Это давно доказано клиническими исследованиями. Более того, в 70-х годах прошлого века Нагутское месторождение исследовалось и доразведывалось именно с целью увеличения дебета вод типа "Ессентуки".
Между тем сейчас нагутскую воду хотят представить как контарафакт. Если такая абсурдная позиция все же будет поддержана, очевидно, что в выигрыше окажется конкретный производитель, в чьих руках находятся ессентукские скважины, получив эксклюзивное право разливать воду под одним из самых популярных у нас в стране брендов. Таким производителем сейчас является компания Вим-Биль-Дан.
Что же касается интересов потребителей, Ставропольского края и государства в целом, они находятся в несколько иной плоскости. И монополизация отрасли, уменьшение добычи минеральной воды вряд ли им соответствуют.
Благими намерениями...
Естественно, вопрос касается не только нагутской воды. С принятием нового закона потерять статус "природной" и "натуральной" могут десятки различных видов минералки. Их просто приравняют к искусственно минерализированной воде. Причем в незавидном положении окажутся не только производители, но и многочисленные санатории региона. Вряд ли найдется много желающих посещать лечебницы, где вода официально будут признана "ненатуральной".
Госдума Ставропольского края в настоящий момент выступает за внесение в спорный законопроект целого ряда поправок, которые придали бы новому документу надлежащий вид. Интересно, что схожую позицию занимает правительство РФ и президент страны. Однако если по ключевым политическим вопросам между двумя ветвями власти в последнее время не возникает никаких разногласий, то в данном случае федеральные депутаты занимают завидную принципиальность.
Согласно позиции, которую отстаивает разработчик законопроекта - Союз производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, принятие документа в таком виде будет способствовать выходу на зарубежные рынки минеральной воды, контролю за импортной продукцией, и, главное, обеспечению безопасности потребления.
Цели, безусловно, благородные. Однако непонятно, что сейчас мешает осуществлять эффективный контроль в этой сфере. Не секрет, что главную опасность для потребителя представляют колоссальные объемы фальсифицированной минеральной воды, которые сегодня беспрепятственно поступают на рынок. И, чтобы предотвратить это, вполне достаточно и существующих механизмов. Как говорится, было бы желание.