На прошлой неделе краевое информационное пространство потрясло громкое известие. В отношении первого заместителя председателя правительства Ставропольского края, министра финансов Ставропольского края Владимира Шаповалова возбуждено уголовное дело.
В результате незаконных действий чиновника бюджету Ставропольского края причинен материальный ущерб в особо крупном размере, сообщала пресс-служба Следственного комитета при прокуратуре РФ. Ущерб этот правоохранители оценили в 47 538 500 рублей, которые Шаповалов якобы незаконно потратил, заключив с неким "физическим лицом" сделку купли-продажи определенных "объектов недвижимости" на сумму более 143 383 500. Хотя, согласно экспертной оценке, на момент заключения договора она составляла 95 845 000 рублей.
Очевидное и вероятное
Очень быстро эта информация обошла все СМИ. Еще бы, тема борьбы с коррупцией, с подачи главных лиц страны, сегодня актуальна, да и сумма "уведенных" денег внушительная. Впрочем, как выяснилось вскоре, эта громкая тема в очередной раз, как и обычно, была использована лишь для прикрытия.
Первое, что насторожило в этой ситуации, - сам Владимир Шаповалов узнает о предъявленном ему обвинении через Интернет. При этом все то время, пока набирает силу информационная волна, его не то что не арестовывают, - даже не приглашают на разговор в соответствующие органы. Вообще-то сложно, согласитесь, вообразить, чтобы злоумышленника, каким был представлен высокопоставленный чиновник, посредством СМИ прокуратура заранее известила о своем к нему интересе. Это может говорить либо о непрофессионализме, либо о том, что в реальности нет никакого уголовного дела.
То есть дело-то оно, возможно, и есть - на юридические чудеса наша страна богата, и этим сегодня никого не удивишь, - но нет на то оснований. Собственно, это сам Владимир Шаповалов 4 декабря и довел до сведения общественности, ибо у Следственного комитета особого желания слушать его не возникло.
Факты говорят сами за себя. Речь идет о сделке 2006 года, обстоятельства которой уже проверялись. Упоминающаяся в информации СКП РФ недвижимость - не что иное, как нынешнее здание министерства финансов, ранее принадлежавшее "Ставропольнефтегазу".
Причем, стоит отметить, что "физическое лицо", участвовавшее в сделке, это жена бывшего директора "Ставропольнефтегаза", которая на тот момент являлась единоличной владелицей пятиэтажного здания в центре города. Но почему-то этот интересный факт не привлек внимания правоохранительных органов, которые целиком сконцентрировались на преступном умысле министра финансов.
- Стоимость приобретенного недвижимого имущества до заключения сделки была оценена независимым оценщиком, имеющим лицензию на право этих действий, - парирует Владимир Шаповалов. - Однако этого можно было и не делать, т.к. в данном случае, в соответствии со статьей 424 ГК РФ, цена по договору определяется по соглашению сторон. Возникает и вопрос, откуда взялась вторая экспертная оценка? Ведь ее невозможно было сделать без обращения к непосредственному владельцу здания, а такого обращения не было. Этот список несуразностей, которыми изобилует дело, можно было бы продолжать еще долго.
Но даже не вполне осведомленному в его обстоятельствах человеку и так уже вполне очевидно, что шито оно белыми нитками. Собственно об этом не преминул заявить и губернатор края Валерий Гаевский, отметив, что это не что иное, как политический заказ.
Вскоре постановление следствия о возбуждении уголовного дела было отменено прокуратурой Ставропольского края.
Откуда тянутся белые нитки?
Официальные лица сегодня предпочитают не говорить вслух о том, кто стоит за этим делом. Впрочем, понять, откуда дует ветер, не составляет труда. К тому же эти догадки подтверждаются мнением экспертов. Противостояние двух политических группировок, наиболее яркие вспышки которого в последнее время становятся главными политическими новостями Ставрополья, даже с явной потерей очков силовиками, не сошло на нет. Более того, уголовное дело против Шаповалова, точнее, попытка его соорудить, можно рассматривать как ответный удар. Контрвыпад на решительные шаги губернатора края, последним из которых стало отлучение Дмитрия Еделева от поста спикера краевого парламента. Формально это, конечно, было решение Думы, но ни у кого нет сомнений, откуда исходила инициатива.
Впрочем, учитывая нелепость ситуации, это больше напоминает не удар, а некий пробный камень, брошенный, чтобы проследить за реакцией. Пока что реакция отменная.