Примерное время чтения: 3 минуты
648

Станица с казачьей "осанкой"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 26/03/2008

Среди множества станиц Предкавказья Беломечетскую можно назвать классической, поскольку и в XXI веке, несмотря на бурные ветры истории, ей удалось наиболее полно сохранить черты и "осанку" сугубо казачьего поселения. Расположена станица на границе Ставрополья и Карачаево-Черкесии.

Свое название она унаследовала от белой мечети, которая красовалась на высоком мысу при впадении в Кубань реки Малый Зеленчук. Но скорее всего, это был мавзолей какого-то важного властителя. К сожалению, его уже нет, но при въезде в станицу в чистом поле на кургане стоит литая чугунная часовенка - чудом уцелевший, пожалуй, единственный на Кубани памятник казачьей доблести, воздвигнутый в XIX веке по ходу Кавказской войны. Беломечетские старожилы утверждают, что в Казачьей могиле (так называется памятник) погребены их предки, павшие в бою с Батал-пашой в сентябре 1790 года. Действительно, тогда в междуречье Большого и Малого Зеленчуков и Кубани произошло одно из значительнейших сражений русско-турецкой войны.

Краеведы считают, что чугунная часовенка установлена в честь мужественных защитников станицы, сумевших отразить набег горцев 29 марта 1842 года. Якобы с той поры недружелюбные соседи беломечетцев назвали балку, в которой им крепко досталось, плохой, по-тюркски Яман Джалга. Балка эта прославилась в середине XX века удивительными палеонтологическими находками - уникальными в масштабах планеты. Ископаемые останки доисторических лошадей, кабанов, носорогов хранятся в Палеонтологическом музее Российской академии наук. Они получили общее название - "беломечетская фауна".

Станица же берет свой "исторический исток" в 1782 году, когда был создан огороженный валом и частоколом казачий пост номер восемь Кубанской кордонной линии. Но только летом 1825-го началось межевание угодий будущего крупного военного поселения. Генерал А.П. Ермолов настоял на переводе сюда Волгского и Хоперского полков.

Разумеется, в годы большевистского террора беломечетцы претерпели немало бед и разорений. Многие были сосланы. В 1934-м взорвали великолепный станичный храм Архистратига Михаила - подарок последнего императора Николая Второго беломечетским казакам, служившим в его конвое.

И все же не зря говорят: "Казацкому роду нет переводу". Нашлись в Беломечетской энтузиасты, которые стараются сохранить историю своей родной станицы. Участник Великой Отечественной войны Василий Приблуда и учительница русского языка Мария Акимова, а также их единомышленники создали станичный музей - шедевр экспозиционного творчества. Куда там восковым куклам мадам Тюссо! Из папье-маше казаки, казачки, детвора и даже подпечный поросенок заселили курень, этнографически предельно точный - от костюма до ночв, в которых замешивался хлеб.

Одушевлена стихами Марии Акимовой и старинная водяная мельница, вокруг которой единились некогда казаки и племена, жившие по Кубани. И сейчас старая мельница служит людям, но приводит в движение ее жернова не река, а электричество. Кроме всего прочего, беломечетские склоны изобилуют целебными сероводородными источниками, которые и по сей день мало изучены...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах