Такой рукотворной коллекции не сыщешь на всем Северном Кавказе.
Эту пеструю толпу, состоящую из воинов разных эпох, представителей всех сословий многих народов, вполне узнаваемых царей, героев мифов, создал сотрудник Пятигорского музея краеведения Виктор Ярошевский.
Я присутствовала при волнующем зрелище распаковки коллекции. Как только из коробки появлялся гусар или казак, тут же раздавался возглас восхищения у немало повидавших на своем веку музейщиков. Автор смущенно молчал до моей реплики:
- Исследователи считают, что скифы ездили на конях без стремян, а у вашего наездника они есть.
Тут Виктор Геннадьевич встрепенулся:
- Нет, стремена были, только поначалу не из металла, как сейчас, а из дерева, а то и веревочные, которые в курганах не сохраняются, потому и думают, что их еще не изобрели.
Ярошевский занимается тем, что по-научному называется исторической реконструкцией в пластике малых форм. А в этом жанре важны не только мастерство, но и этнографическая достоверность вплоть до мельчайшей детали: что там стремя, ведь даже пуговица на жандармском мундире - и та заметна. Чтобы достичь такой ювелирной виртуозности, Виктор Геннадьевич знакомился с работами признанных реконструкторов, изучал полотна художников-баталистов, наконец, сам получил диплом историка.
Кто из нас в детстве не лепил из пластилина куколок, собачек и прочей ерунды...
- А я не смог выйти из детства, - говорит Виктор Геннадьевич. - У нас в школе был замечательный учитель рисования Виктор Васин - ученик самого Репина...
К тому же Виктор занимался в художественной школе. И даже некоторое время работал лепщиком в керамическом цехе. Вот тогда-то и увлекся основательно античностью. Сначала устроители решили строго следовать тематике выставки, отобрав для экспозиции лишь солдат и офицеров. А потом, не устояв пред "обаянием" индейцев, арабов, куртуазных рыцарей, разместили в витринах весь пластилиновый народец Ярошевского, приехавший вместе с ним в Ставрополь.