Добиться такого ювелирного умения, когда искусный, раз за разом, обжиг делает эмаль многослойной картиной, сочной и насыщенной, дано не каждому. И это не есть механика, это творчество души, где художник управляет печью, словно кистью. И на свет появляются Богоматери, женщины причудливой судьбы, удивительные животные, разные страны, узнаваемые и загадочные места… И как на куске эмали умещаются мудрые притчи и многозначные мифы? Только большому Мастеру то ведомо.
Выбираю деревню на жительство
Как-то мне посчастливилось побывать в его мастерской, в селе Побегайловка. Сколько работ я пересмотрела, задыхаясь от восторга! Это был настоящий фейерверк красок, сюжетов, философских картин, так верно трактующих нашу жизнь, так точно говорящих о ценностях вечных и мимолетности бытия! Тогда на страницах «АиФ-СК» вышел очерк «Академик из Побегайловки» о творчестве Николая Вдовкина, единственного на Ставрополье действительного члена Российской академии художеств. Тогда же я познакомилась с его супругой, Валентиной Гелиевной. Она – талантливейший художник и также жила творчеством. И своей семьей… Когда ее не стало, фамилия в полном смысле осиротела. И академик Вдовкин тихо признался: «Я понял, что без Вали ничего не умею». Он, собственно, всегда немногословен, не кичлив. Такому Мастеру давно ничего и никому доказывать не нужно. Достаточно увидеть его работы. Вдохновляла которые его Валя. И творила сама. И вернисаж в выставочном зале краеведческого музея Ессентуков планировался как ее персональный. В прошлом году, к ее юбилею…
Местные музейщики как-то поинтересовались у Николая Михайловича, отчего имея широкую известность за рубежом, он без всякого пафоса и помпы показывает свое творчество в скромном городке?
«Мы живем в этом регионе», - просто ответил Мастер.
Вернисаж на память
Сразу несколько экспозиций должны были открыться – в Германии, Голландии, Швейцарии, в двух российских городах – Ростове и Ессентуках. Она умерла летом, и осенние выставки не сложились. А спустя год великолепный вернисаж в краеведческом музее Ессентуков открылся. Вернисаж в память жены, мамы, единомышленницы, подруги, соавтора по большому счету, – на нем представлены работы трех Вдовкиных – Николая Михайловича, Валентины Гелиевны и их дочери Кати. Молодой, яркой и с собственным голосом, узнаваемым и звонким. Совсем разные и схожие работы, как три тюльпана, родившихся из одной луковицы – чудо, метафора… Когда готовили эту экспозицию, хватились – работ Валентины Вдовкиной у родных осталось мало – что раздарено, что продано… Но то, что сохранилось, будет жить в семье. Здесь ее работа из серии «Прогулки по старому Парижу». По городу, где ей так легко было творить! Солнечно в любую погоду. Потому что выезжали они только вместе, вместе с любимым человеком. Объездили весь мир, где признание было безоговорочным. Без громких слов, Вдовкины – основоположники целой школы эмальерного искусства.
В их доме частенько собирались ученики, их немало по всему свету. Но никогда не выпячивали Вдовкины собственной значимости и роли в искусстве. Как и положено настоящим художникам, чей главный судья – Время.
… Для иллюстрации к публикации той статьи в нашем еженедельнике редактор выбрала философскую работу Вдовкина – горькую. Правдивую картину из жизни пенсионеров, измученных мытарствами по кабинетам и равнодушием чиновников. За годы мало что изменилось. И редко какой художник может так откровенно высказать свою гражданскую позицию о современной России, доят которую миллионы, а поддержать и приласкать некому. Такая она на его работах – без пафоса и с большой любовью и благодарностью. Женскому началу. Главному началу жизни.