«Нелюбовь к родной земле идёт от незнания её тайн и сокровищ», – убеждён молодой учёный, юрист и краевед из Ставрополя Роман Нутрихин.
«Масонский» Ставрополь
– Роман, что такое сакральное краеведение и почему вы, юрист по образованию, так заинтересовались им?
– Вот как раз в этом совмещении ничего удивительного нет. Оба самых известных ставропольских краеведа, Прозрителев и Праве, именами которых назван ставропольский музей-заповедник, были юристами.
Что касается сакрального краеведения, долгое время это направление, изучающее местные предания, легенды, мифы, замалчивалось. А ведь это богатейший пласт! Обидно, но многие недооценивают значимость своей родной земли, к её истории относятся равнодушно. Думаю, нелюбовь к малой родине идёт от незнания её тайн и сокровищ.
– Например?
– Мало кто знает, что висящая на стене в одном из залов ставропольского краеведческого музея-заповедника буддистская тханка. С ней связана удивительная история. После войны женщины из Калмыкии в центре Ставрополя, спасаясь от голода, продавали тханку за две буханки хлеба. Представляете, эту ценную вещь порезали бы в лоскуты и сделали из неё подушки, если б не наш замечательный археолог Татьяна Максимовна Минаева, которая случайно проходила мимо. Она тут же кинулась по знакомым и в итоге выменяла будущий экспонат на хлебные карточки.
– Беда многих городов – уничтоженные старые кладбища, на которых похоронены знаменитые предки…
– Отец и младший брат Елены Блаватской (извеестного религиозного философа – Авт.) жили в Ставрополе. Последний работал мировым судьёй. Похоронен он тоже у нас, но могила, увы, не сохранилась. Кстати, на наследство, оставленное отцом, Елена Блаватская опубликовала свой первый труд. В краевой столице жил и похоронен Алексей Мартос, сын знаменитого скульптора Ивана Мартоса, автора памятника Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве. Алексей был героем войны 1812-го года, выдающимся писателем и переводчиком. В Ставрополе служил начальником на складах, в которые преобразовали ставропольскую крепость. Его захоронение, к сожалению, тоже утеряно.
– Учёные говорят о большом количестве так называемых солярных (солнечных) символов на старинных зданиях Ставрополя…
– Многочисленные круги на домах дореволюционной постройки эксперты склонны расценивать как некие обереги. Ведь нередко купцы, вероятно, бывшие крестьяне, копировали в камне деревенские избы (в традиционном русском доме были символы солнца, стихий). Но на дворянских усадьбах такие вот каменные круги, наверное, вряд ли можно считать солярными. Нередко в них есть масонский подтекст. Кстати, вы знаете, что старый Ставрополь строился масонами?
– Очень интересно…
– Всё началось с Суворова, который был не рядовым масоном, имел степень шотландского мастера и стоял, как известно, у истоков ставропольской крепости. Кстати, на уникальной первой карте этой крепости отчётливо видно, что ряд строений – в виде циркуля, главного масонского символа.
В конце XVIII столетия, когда город входил в состав Астраханской губернии, губернатор Волков, тоже масон, распорядился строить дома в Ставрополе из природного камня. В середине XIX века к градостроительству приложил руку другой член тайной ложи – Михаил Воронцов, чьим именем, кстати, до революции называли центральный парк.
Самое же, пожалуй, удивительное – это сходство старой части Ставрополя с египетской Александрией. Там через весь город проходила улица, в крайней точке которой в летнее солнцестояние можно было увидеть, как восходит солнце. У нас то же самое можно наблюдать на Триумфальной арке.
Я лично это видел в четыре часа утра 22-го июня. Потрясающее зрелище!
– Удивительные вещи вы рассказываете! Помимо краевой столицы много интересного, наверное, обнаружили и в ставропольской глубинке?
– Конечно. Вот, например, интереснейшее село Александровское. Когда-то это был город Александровск. Знаете, почему его «разжаловали» в село?
– Почему?
– Да потому, что большое число зажиточных местных граждан переметнулось из православия в иудаизм, а Николаю I это очень не понравилось.
В Александровском есть два столба. Учёные до сих пор спорят, природного они происхождения или рукотворного.
Между тем на античных картах Клавдия Птолемея эти каменные столбы обозначены как «колонны Александра». Легенда гласит, что они обозначают северную точку, до которой дошёл в своем походе Александр Македонский. На мысль, что так оно и есть, наводит и название села.
Кстати, народная молва говорит о серебряной плите царя Александра Великого, зарытой в с. Татарка, о загадочных рубинах этого полководца в с. Московском, наконец, золотом шлеме Македонского в Пятигорске.
– Академическая наука это не опровергает?
– Настоящие учёные, такие как уже упоминавшаяся мною Минаева, напротив, очень внимательно изучают народные предания. Татьяна Максимовна, приезжая в тот или иной населённый пункт, начинала исследования именно с того, что выслушивала предания местных жителей.
Стоунхендж по-ставропольски
– Осталось ли что-то непознанное на Кавминводах, которые вроде бы изучили уже вдоль и поперёк?
– Конечно! Из турецкого источника XVII века, например, известно о найденной на горе Бештау доске от Ноева ковчега.
А я своими глазами видел пещерный монастырь на горе Брык Андроповского района. Знающие люди показали место, которое со стороны кажется обычной лисьей норой. Пять метров мне пришлось ползти по-пластунски…
Возможно, там укрывались христиане-отшельники, бежавшие от гонений на Северный Кавказ…
– Выходит, невероятные артефакты у нас буквально под ногами? Взять те же дольмены в Ставрополе, о которых многие слышали, но мало кто видел…
– Да, в северо-западной части города, в лесу, есть такие сооружения. Но их надо специально искать, потому что они спрятаны под толстым слоем земли и травы. Этакий ставропольский Стоунхендж…