В 2000-м году по стране широкой волной прокатилась кампания по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, инициированная президентом России. Политики и общественные деятели, специалисты сферы образования и социальной защиты, стражи порядка - все наперебой спешили выразить "озабоченность" проблемами безнадзорных подростков, и предлагали свои варианты лечения социальной болезни.
Прошло время, страсти улеглись, старые "национальные идеи" сменили новые...
Сегодня едва ли не единственный отголосок той широкомасштабной акции - учрежденные в 2000-м году институты воспитанников военных вузов. Но и их число редеет. К примеру, в ЮФО подобный институт все еще действует только в Ставрополе - на базе Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища (СВВАИУ) имени маршала авиации В. Судца.
Каждого из одиннадцати воспитанников СВВАИУ сюда привела своя дорога. Но, по словам начальника училища, генерал-майора Дмитрия Медяного, почти всегда выбор правильного пути был невелик. Как в сказке: направо пойдешь - коня потеряешь, налево - имя...
Кто-то из детей - круглый сирота, кто-то имеет опекуна - старенькую бабушку, кого-то поднимает одна мама, вынужденная подрабатывать сразу на двух-трех работах. Из-за отсутствия родительского контроля влияние "улицы" на подростка может оказаться роковым. Остаться "живым и с честью", то есть выучиться, получить профессию, не потерять здоровье и "моральную устойчивость" этим детям удается только в одном случае - связав свою судьбу с армией.
Стоит отметить, что институт воспитанников не является слепком с детского дома-интерната. Армия остается армией и "хороводов" с мальчишками не водит. Жилье, быт, распорядок дня, нормы взаимоотношений - на всем лежит печать армейского аскетизма и строгой дисциплины. Но подросткам, познавшим "вольницу" улиц, такой образ жизни даже необходим.
Дети здесь никогда не валяются праздно на кроватях. Вообще кровать днем - это табу N1. Собственно и времени на безделье нет - режим дня расписан по часам и минутам.
В шесть - подъем. Обязательные бег и зарядка. Строем в столовую, строем в школу, строем из школы. Сразу после обеда - самоподготовка, занятия в компьютерном классе. Затем тренажерный зал или секции по рукопашному бою. В воскресенье бассейн. Кстати, профессиональные занятия спортом здесь не просто приветствуются, а являются обязательными дисциплинами. Хотя, если честно, такой "обязаловке" сегодня был бы рад любой ребенок, ведь для воспитанников все занятия абсолютно бесплатны. Бесплатны даже краеведческий музей и драматический театр, посещение которых предусмотрено планом "досуговой деятельности". Есть, конечно, и традиционный телевизор, но его просмотр регламентируется: дневные ток-шоу и "мыло" "не рекомендуются".
- Зато программа "Время" обязательна, - смеясь, говорят мне дети.
Я почти готова поверить и в наличие известного идеологического "контроля", как вдруг замечаю на одной из книжных полок... икону!
- А это вам можно? - спрашиваю, дивясь.
- Можно. В армии это сегодня не запрещено. Мы все верующие.
- Что, и в церковь ходите и посты держите?
- В церковь ходим дома, а вот поститься нам нельзя. Иначе сил ни на что не хватит...
Силы нужны, конечно, не только физические. Воинская дисциплина, неукоснительное подчинение воле воспитателя и коллективному "Я" для детей, еще вчера живших "на воле" - дома, это одно из самых трудных испытаний. И некоторые, действительно, не выдерживают. С начала этого учебного года три воспитанника вернулись домой, так и не сумев привыкнуть к новым требованиям. Но таких "отступников" - единицы.
- Они все, - говорит воспитатель, подполковник в отставке Валерий Казимиров, - не по годам взрослые и понимают, что другого пути в нормальную жизнь у них почти нет.
Армия мало того что берет этих детей под свою опеку до окончания средней школы. Она предоставляет возможность получить образование и профессию, которая обеспечивает стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
Спору нет, не федеральные, не региональные программы, не всевозможные "межведомственные усилия" по борьбе с безнадзорностью, а именно армия обладает необходимой оздоравливающей силой для этой категории подростков. Увы, военные вузы тянут этот воз исключительно на голом энтузиазме.
Целевое финансирование на содержание воспитанников не предусмотрено. Из-за отсутствия штатных должностей воспитателей к работе с воспитанниками приходится привлекать офицеров и курсантов, у которых и без того много своих прямых обязанностей. Часть проблем приходится решать на добровольные пожертвования(!) офицеров и курсантов училища.
- Именно поэтому, - говорит Валерий Борисович, - многие военные вузы, что называется, не стали связываться. У нас же институт воспитанников сохранен и продолжает работать фактически только благодаря руководству училища. Если бы не воля и инициатива этих людей, не было бы наших одиннадцати сынов полка.