Спустя годы после страшного наводнения сотни жителей края так и не обрели новую крышу над головой.
Вышедшая из берегов Кубань в июне 2002-го затопила десятки населенных пунктов, погубила сотни людей, лишила крова - тысячи. Символом несчастья стала ставрополь-ская станица Барсуковская. Ее тогда дважды посетил президент России. По несколько раз наведывались многочисленные министры и чиновники. Направо и налево раздавались красивые обещания. В рекордно короткий срок (всего за 40 дней) отстроили пять первых домов для самых уважаемых станичников, которые отметили новоселье с министром Шойгу. Прошло пять лет, и мы решили выяснить, как обстоят дела в Барсуковской сейчас.
Новоселье на солончаках
О былом несчастье в Барсуковской сегодня напоминают лишь редкие развалюхи без окон и дверей. Гораздо чаще попадаются на глаза аккуратные новенькие домики. Казалось бы, живи и радуйся....
- До наводнения у нас была живность. Мы ее выращивали на продажу. Сами же знаете, как на селе люди выживают, - рассказывает Наталья, жительница одной из новых улиц станицы. - А теперь у меня новый дом, но он не радует. Земля здесь плохая - солончаки, ничего на ней не вырастишь.
Многие станичники после пережитого несчастья предпочли покинуть родные места. Более тысячи жителей уехали из станицы, но теперь некоторые, оправившись от шока, возвращаются домой. Вот только "фирменным" промыслом барсуковцев - выращиванием нутрий - занимаются теперь единицы. Как и у Натальи, у людей не доходят до этого руки: проблемы по оформлению нового жилья государство переложило на плечи простых людей, не выполнив множество обещаний.
Глава сельской администрации, коренной житель станицы Виктор Котов, возглавивший сельсовет спустя год после трагических событий, недоволен тем, как решаются проблемы земляков. До сих пор не заасфальтированы дороги. Не проложена канализация. Укрепление русла местных рек, призванное не допустить нового наводнения, было продолжено только после письма в Москву барсуковцев.
- Многие станичники обижены, - делится наболевшим Виктор Иванович. - Непонятно, почему средства для пострадавших выделялись исходя из количества людей, проживавших в доме, без учета квадратных метров? Ведь получилось несправедливо: люди, потерявшие отстроенные собственными руками просторные дома, оказались обделенными. А у многих были еще и хозпостройки....
Как патриот родной станицы Котов печалится по поводу того, что многие новостройки возвели вдали от центра. Мало того, что станица растянулась на километры, новые "кварталы", по мнению Виктора Ивановича, испортили внешний вид Барсуковской. Удручает его и невысокое качество множества новых построек.
Лишь единицы из многочисленных фирм, съехавшихся в станицу, работали профессионально и на совесть. Большинство так называемых строителей впервые и мастерок-то увидели в Барсуках.
Долгострои Барсуковской
До сих пор дожидается новоселья ветеран войны 80-летний Дмитрий Иванович Бережняк. Рядом с его хаткой высятся горы кирпича, глаза намозолила недостроенная "коробка" дома, в который он должен был вселиться еще в октябре 2002-го.
В роковой июньский день на крыше старой хатки спаслась не только вся многочисленная семья Бережняк, включая 3-месячную правнучку, но и подружка внучки с ребенком, которых едва не поглотил страшный водоворот, когда они возвращались домой из детского садика. Сутки несчастные люди ожидали помощи. Стихия убила почти всю их живность. Спасшиеся тогда Бережняки и предположить не могли, что ожидание нового дома растянется на годы. Ростовская фирма никак не может собраться с силами и достроить дом, а престарелый ветеран с семьей ютится в ветхой хатке, в которой одну из стен подпирают деревянные столбы.
Пятилетка терпения, кажется, наконец-то завершается для Марии Евдокимовны Безладной. Во всяком случае, строители, развернувшие бурную деятельность на ее долгострое, заверили, что уже в октябре она въедет в свой дом.
А вот когда ждать новоселья 77 семьям станичников, которые до сих пор не могут получить на руки жилищные сертификаты, и еще 75, все эти годы добивавшимся через суды признания прав на разрушенные дома, неизвестно.
Языком цифр
21 июня 2002 года затопленными оказались населенные пунк-ты 6 районов Ставрополья. Пострадало более 15 тысяч домов. Построено 3277 новых домов, восстановлено - 5200. 627 семей включены в дополнительный список пострадавших. Им до сих пор не выдали сертификаты на новое жилье.