На Ставрополье, по официальным данным, свыше 400 тысяч личных подворий. Чтобы они успешно развивались в рамках приоритетного национального проекта "Эффективное сельское хозяйство", необходимы немалые денежные средства. У большинства крестьян их нет. Стало быть, на помощь им должно прийти государство, способствуя в получении льготных кредитов. Однако сегодня, пожалуй, легче верблюду протиснуться сквозь игольное ушко, нежели взять банковскую ссуду...
По действующему законодательству, чтобы получить в банке доступный кредит, владелец личного подсобного хозяйства может заручиться либо своим подворьем, либо собственной сельхозтехникой и инвентарем. Иного имущественного залога, например, дома, хозяйственных построек банк не признает. И вот тут начинаются проблемы.
Замкнутый круг
Дело в том, что в соответствии с Гражданским кодексом и федеральным законодательством личное подсобное хозяйство должно быть оформлено и зарегистрировано документально, иначе банк откажет в выдаче ссуды. Между тем, процедура регистрации - весьма хлопотная и дорогостоящая. Крестьянам могли бы помочь в оформлении нужных документов муниципальные образования, поскольку с каждого зарегистрированного участка взимается земельный налог в муниципальную казну. Однако далеко не все сельские администрации приходят на выручку хозяевам подворий.
Сложился своего рода замкнутый круг. Так называемые неоформленные владельцы подворий не получают ссуду на развитие своего подсобного хозяйства по причине того, что у них нет ни времени, ни средств на хождение по различным кабинетам. Банковские же структуры не желают иметь дело с незарегистрированными подворьями. Об этой парадоксальной ситуации знают не только исполнительные органы края, но и федеральные законодатели. Посетивший не так давно Ставрополье председатель комитета по аграрным вопросам Госдумы РФ Геннадий Кулик заявил, что почти половина ставропольских владельцев личных подворий не может воспользоваться кредитными ресурсами из-за несовершенства законодательной базы, "нестыковки" нормативных документов, чиновничьего беспредела, коррупции в исполнительных органах власти. Вот почему в самое ближайшее время парламент намерен рассмотреть необходимые изменения и поправки в законодательстве, чтобы ускорить и удешевить процесс оформления сельских подворий. Возможно, часть функций, связанных с этой процедурой, закрепят за муниципалитетами. Именно такой упрощенный порядок откроет крестьянам реальный доступ к банковским ссудам. Правда, не всем.
Бедным вход воспрещен
Подворье подворью рознь. Знаю сельскую семью, где хозяйка - пенсионерка, ее дочь осталась без работы, внук - школьник. Вот и выживают за счет пенсии и курочек-уточек, да того, что земля уродила. Они и рады были бы взять ссуду для покупки коровы, поросят, но, увы, на кредит, даже самый минимальный, рассчитывать не вправе. Почему? Да потому что банк потребует от них справку о заработке или письменных гарантий нескольких поручителей о своевременном возврате кредита, но кто за бедность поручится? А семей с низкими доходами у нас сегодня немало.
Есть, конечно, и богатые подворья, где разводят крупный рогатый скот. У их владельцев нет проблемы с кредитованием. Однако таких счастливчиков пока немного на фоне массового разорения села.
Кубанский пример
Обеспеченных владельцев личных подворий могло быть больше, если бы они ощущали поддержку законодательной и исполнительной ветвей власти. Как это, к примеру, происходит у соседей - на Кубани. Там уже несколько лет действует краевой закон о поддержке личных подсобных хозяйств. Налажена четкая и понятная кредитная линия между селянами и банкирами, причем гарантом выступают муниципальные образования. В Белореченском районе, например, местная администрация в качестве залога предложила банку гостиницу стоимостью в 5 млн. рублей. На эту сумму были выданы кредиты 50 владельцам подворий, которые и с банком вовремя расплатились, и значительно укрепили свое материальное положение.
Власти Кубани регулярно выделяют из бюджета десятки миллионов рублей на закупку излишков сельхозпродукции у владельцев личных подсобных хозяйств. Причем платят сдатчикам за мясо, молоко, овощи больше, чем частные заготовители. Полпредом в закупках выступает потребкооперация, сохранившая мощную заготовительно-перерабатывающую базу. Неудивительно, что сегодня многие подворья кубанских станиц и поселков являются своего рода мини-фермами по выращиванию и откорму скота и птицы.
Не мешало бы и новому составу парламента Ставрополья принять закон в пользу хозяев личных подворий, обеспечив им получение в доступной форме краткосрочного и среднесрочного льготного кредита. В конце концов, чем наши крестьяне хуже кубанцев?