Передовик производства – помнится, так в советские времена именовали тех, кто добился высоких результатов на трудовом поприще, внеся особый вклад в экономическое благополучие государства.
Уборка урожая тогда приравнивалась к битве, победителей в которой ждали заслуженное признание, почетные звания и награды, публикации в прессе и всенародная любовь. Сегодня героев жатвы чествуют куда скромнее. Власти словно потеряли интерес к тем, кто занят сельхозпроизводством, хотя заслуг у крестьян меньше не стало. Но как бы государство ни относилось к тем, кто работает на селе, мы должны всегда помнить о том, что именно они кормят страну. А потому именно они – истинные герои земли российской.
Урожай на отлично
Колхоз-племзавод «Казьминский» многие годы остается флагманом сельхозпроизводства. Эффективное ведение хозяйства обеспечивает стабильно высокие показатели как в растениеводстве, так и в животноводстве. Уборочная страда в «Казьминском» - явление само по себе уникальное. Поля сельхозпредприятия, в структуру которого, помимо двух ставропольских, входят два краснодарских хозяйства, раскинулись на многие десятки километров.
Вместе с председателем «Казьминского» Сергеем Шумским (на фото) мы едем по колхозу, чтобы посмотреть, как проходит жатва. На наших глазах с десяток комбайнов, «дремавших» на обочине, резко стартуют и на большой скорости удаляются.
- Поехали туда, где поле подсохло, - объясняет Сергей Александрович. – Начало уборки в этом году из-за высокой влажности оказалось долгим. Массового старта пока все еще нет. Механизаторам приходится ждать, пока то или иное поле будет готово к уборке.
Впрочем, ячмень уже собрали весь. Получили неплохой урожай, как говорит председатель колхоза. Мы же, зная, что на площади 3200 га было собрано в среднем по 61,2 центнеров с гектара, с учетом погодных условий этого года, не можем его оценить иначе, чем на отлично.
Уборка рапса еще не закончилась. Под эту культуру в хозяйстве выделено 1562 гектара. Средняя урожайность впечатляет – 40,9 ц/га. Кроме того, рапс, выращенный в «Казьминском», отличает высокое качество, что обеспечивает высокую цену реализации.
Параллельно с рапсом идет уборка озимой пшеницы. О результатах говорить пока рано: известно, что на раннеспелых сортах урожайность заведомо ниже. Но уже сейчас она составляет примерно 66 центнеров с гектара.
- Честно говоря, мы рассчитывали, что результаты будут лучше, - продолжает Сергей Александрович. – Подвели дожди.
По максимуму
Заявление руководителя о том, что показатели могли быть выше, хотя другие хозяйства о таких только мечтают, все же небезосновательно. В «Казьминском» издавна применяются самые передовые технологии выращивания агрокультур. Каждый год с учетом рекомендаций ученых апробируется что-то новое. Нынешний не стал исключением. Хозяйство дважды проводило фумицидную обработку полей препаратами последнего поколения. В больших объемах применялись минеральные удобрения. Провальными полученные результаты, конечно, не назовешь, но, как известно, всегда хочется большего, чтобы все получалось по максимуму.
Еще одно слагаемое успеха предприятия – семеноводческая политика. Семена рапса, всех пропашных культур выращиваются в самом «Казьминском». Это позволяет экономить огромные средства. К примеру, если говорить о рапсе, то траты получаются в семь с половиной раз ниже. Правда, риск тоже немалый. Выращивание семян – дело очень непростое, требующее, помимо высоких затрат, опыта и знаний, применения ручного труда. О безупречной репутации «Казьминского» в этом вопросе говорит хотя бы тот факт, что крупнейшая французская агрокорпорация «Евралис», дает заказ сельхозпредприятию на производство семян для этой компании.
Молочный прорыв
То, что удалось добиться в «Казьминском» по молочному животноводству, иначе, как прорывом, не назовешь. Ежедневно хозяйство получает 37 тонн молока. Для сравнения, весь Кочубеевский район производит 73 т, то есть доля «Казьминского» - выше 50 процентов. Но впечатляют даже не эти объемы, а тот рост показателей, которого удалось добиться всего лишь за год. Так, если в 2010-ом за первое полугодие сельхозпредприятие получило 5685 тонн, то в 2011-ом за тот же период надоено 7060. Ежедневная прибавка составила 9,4 тонны или 32 процента.
Такой резкий скачок обеспечило не увеличение поголовья, а применение новых технологий содержания, выращивания, работы по осеменению, а также разработка совместно с учеными СГАУ схемы питания и переход на однотипное кормление. Казалось бы, результаты должны радовать. Однако в речи руководителя не чувствуется удовлетворения.
- Парадокс, но увеличение объемов производства молока не сказалось положительно на прибыли, - сетует Шумский. – Базовая цена реализации молока в 13 рублей за первый сорт не покрывает расходов. Мы провели целый ряд мероприятий, чтобы увеличить надои. А теперь я пытаюсь докопаться до истины: а нужно ли это кому-то?
Если раньше в сохранении животноводства сельхозпредприятие было заинтересовано из-за работающих на нем пайщиков, то теперь большинство из них уволились. Производство молока, даже модернизированное, - это непростой труд. Чтобы каждое утро идти на работу в половине четвертого утра, одного энтузиазма мало. Людей на фермах всеми силами приходится настраивать на рабочий лад. Все чаще Шумский задумывается о том, стоит ли сохранять столь затратную, но не имеющую отдачи отрасль.
Точка возврата
-В сказки верить можно, но при такой политике государства по отношению к сельскому хозяйству, которая существует сегодня, благоденствия не будет, - убежден председатель.
В США, где дважды за историю страны вводили эмбарго на вывоз зерна, подсчитали, что негативные последствия этих решений каждый раз приходилось преодолевать в течение 20 лет. На поддержку сельхозпроизводителей государство выделило 120 миллиардов рублей. Приблизительно ту же сумму аграрии не досчитались из-за введения запрета. Между тем, это деньги, которые должны были пойти на повышение зарплат работникам сельхозпредприятий, покупку новой техники, внедрение затратных агротехнологий. Но вместо работы на будущее, мы нажали на тормоз. Спрашивается: кто выиграл в конечном итоге?
- Главное, что мы потеряли – это доверие зарубежных партнеров, - продолжает Шумский. – Россия имела 22 процента от мирового рынка зерна. Теперь наша доля снизилась. Но и это еще не все. Поскольку мы оказались недобросовестными партнерами, не соблюдающими условия контракта, на нас непременно станут давить, демпингуя цены. И нам некуда будет деться, мы будем вынуждены продавать зерно по цене, далекой от рыночной.
На примере своего хозяйства Шумский рассказывает, сколько средств ежегодно выделяется на обновление машинно-тракторного парка, на развитие производства, а также социальные нужды и улучшение быта селян. В прошлом году эта сумма составила 230 миллионов рублей.
- В отличие от агрохолдингов, забота о людях для нас – традиция, - подчеркивает Сергей Александрович. - Мы помогаем школам, детским садам и больницам, строим спортивные сооружения. Но надо понимать, что если мы перестанем получать прибыль, ничего этого не будет. Те, кто когда-то уехал из села, больше не возвращаются. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы остановить массовый отток людей, но без поддержки государства эти усилия могут оказаться тщетными.
Сегодня нужна умная государственная политика по развитию села, а для этого необходимо, чтобы и сельский труд оценивался соответствующе.