Примерное время чтения: 7 минут
133

В стране парадоксов

АиФ-СК № 20 16/05/2012
Фото: АИФ

Визитной карточкой края СПК «Колхоз-племзавод «Казьминский» стал еще во времена СССР. В передовое хозяйство на экскурсии с гордостью возили самых почетных гостей региона. На совещаниях и съездах не только краевого, но и всесоюзного масштаба аграриев «Казьминского» неизменно ставили в пример.

А новаторские идеи, впервые апробированные в хозяйстве, впоследствии воплощались в жизнь во всех регионах страны. Сегодня колхоз-передовик, которым руководит Сергей Шумский, показывает удивительные результаты в растениеводстве и животноводстве, входит в тройку лучших агропредприятий страны. И сегодня Ставрополье может по праву гордиться «Казьминским», признанным лидером сельхозпроизводства не только в крае, но и в России.

Где деньги?

Земли колхоза-гиганта раскинулись на 40 тысячах гектаров. Коллектив хозяйства сегодня насчитывает свыше полутора тысяч человек. Ежегодная сумма реализации продукции, произведенной в «Казьминском», достигает почти полутора миллиардов рублей. Общая прибыль сельхозкооператива по итогам прошлого года составила 389 миллионов, показатель рентабельности — 35,4 процента. Однако даже такие результаты, по утверждению председателя, отнюдь не внушают оптимизма.
Благодаря «Казьминскому» зерновая копилка Ставрополья в прошлом году пополнилась более чем на 100 тысяч тонн. Это отнюдь не свалившаяся с небес манна, а результат кропотливого труда, научных изысканий лучших ученых страны, значительных финансовых затрат. Так, в прошлом году впервые в больших объемах использовались дорогостоящие препараты средств защиты растений, жидкие удобрения КАС. Большое внимание уделялось подбору сортов. Кроме того, был обновлен комбайновый парк, запущены новые элеваторы. С точки зрения экономики, именно по зерновым были получены наилучшие результаты. Казалось бы, можно опереться на ту отрасль, которая оказалась наиболее рентабельной. Однако ситуация с зерновыми — очередная цепь парадоксов.
- Последствия эмбарго на вывоз сельхозпродукции мы будем пожинать еще долго, - сетует Сергей Александрович. - Я не знаю, о чем думало руководство, которое принимало такое решение, но те, кто раньше закупал у нас зерно, сегодня сбивают цену на том основании, что мы «недобросовестные партнеры», в ряды которых мы попали именно из-за введения непродуманных запретов.
Ситуация осложняется тем, что виды на урожай отнюдь не радужные. Природа оказалась на этот раз не на стороне аграриев нашего региона. А дефицита зерна, который мог бы дать повышение цены на рынке, тоже не предвидится.
- Никто из аграриев не пытается сыграть на чужой беде и нажиться за счет неурожая соседей, - убежденно говорит Сергей Шумский. - Но в условиях российской действительности высокая цена на сырье — это чуть ли не единственная возможность вложить средства в производство, в его дальнейшее развитие, выдать людям достойную заработную плату, обеспечить социальные гарантии наших тружеников.

Удар рублем

Полная неопределенность — так Сергей Шумский характеризует нынешнее положение дел в сельхозпроизводстве. Отсутствие стабильности остро ощущается во всех направлениях работы многоотраслевого предприятия, будь то растениеводство или животноводство. Производство сахарной свеклы, на котором во многом держалось благополучие хозяйства, в прошлом году поставило серьезную подножку, ударив рублем по экономике колхоза. Перепроизводство сладкого корня в регионе, нехватка производственных мощностей по его переработке привели к тому, что выкапывать сахарную свеклу пришлось в сроки, далекие от агрономических.
- Переработчики диктовали нам условия, когда мы должны поставлять сырье, в каких объемах и по какой цене, - объясняет Сергей Александрович. - Еще большей бедой стала цена на сахар, которая по сравнению с прошлым годом снизилась в полтора раза.
В слова председателя сложно поверить обывателю, который следит за колебаниями рынка по ценникам в магазине. Стоимость сахара на прилавках действительно понизилась, но не В разы, а НА пару-тройку рублей. Однако для человека знающего ничего парадоксального в этом нет: чтобы узнать, где оседают средства, достаточно проследить цепочку от производителя до торговой точки.
Преломить сей порочный круг — задачка не из архисложных. В цивилизованном мире разработаны механизмы, успешно сдерживающие интересы всех сторон: производителей сырья, переработчиков и торговцев. Однако в условиях российской действительности ее почему-то не применяют.
По некоторым прогнозам, наученные горьким опытом сельхозпроизводители теперь поостерегутся от выращивания рискованной культуры.
- Рассчитывать на это по крайней мере глупо, - продолжает Сергей Шумский. - В России нет системы квотирования, поэтому люди не знают, какая культура и в каких объемах будет востребована государством, по какой цене будет реализован урожай. Вот и получается, что определяясь с выбором сельхозкультур, аграрии вынуждены руководствоваться скорее интуицией, чем анализом. Отсюда — прямая потеря доходов, отсутствие эффективности работы, невозможность дальнейшего планирования производства. Все перечисленное очень серьезно тормозит развитие агропромышленного потенциала страны.
Нагрузка на животноводство в колхозе — одна из самых высоких в крае, занимает около трети в структуре хозяйства. В молочном направлении за последние полтора года «Казьминскому» удалось достичь значительных успехов. Без увеличения поголовья крупного рогатого скота, за счет внутренних резервов, улучшения кормовой базы и перехода на однотипное кормление удои в колхозе поднялись почти на тридцать процентов. Казалось бы, раз успехи в отрасли очевидны, самое время проводить дальнейшую модернизацию.
- Я вынужден руководствоваться вопросами экономической эффективности нашей деятельности, - констатирует председатель. - А она свидетельствует об убыточности молочного животноводства. Проблема все в той же схеме «производитель-переработчик», по которой даже меры государственной поддержки аграриев становятся неэффективными, а субсидии на молоко тут же «съедаются» снижением цены, по которой принимается сырье. И это еще один парадокс существующей системы госгарантий, которая на деле не обеспечивает защиту аграриев.

Цена труда

Богатый колхоз всегда был залогом безбедного существования для своих работников. Люди не только трудились на полях и фермах, но и держали собственное подворье — благо, не было недостатка в кормах. Развивалось и само село, «прирастая» домом культуры, детскими садами и школами, новыми домами, улицами и дорогами. Сегодня, когда в пучине рыночного океана мощный социальный груз оказывается не по силам большинству хозяйств, «Казьминский» продолжает ставить заботу о селянах во главу угла.
Воспитать людей труда, сильных телом и духом, настоящих патриотов родного края, родной земли — это те задачи, о которых Сергей Шумский вслух говорит редко. Но то, что делает колхоз во всех населенных пунктах, где базируется хозяйство, свидетельствует о том, какое важное внимание уделяется детям и подросткам. О спортивных площадках «Казьминского» мы говорили не раз. Но не меньше нас поразил историко-краеведческий музей СОШ №16, где силами энтузиастов-преподавателей и школьников, при всемерной поддержке и помощи колхоза собраны уникальные экспонаты, некоторые из которых претендуют на звание раритетов.
Одна из ярких жемчужин коллекции — спускаемая капсула космического аппарата, на которой в 1982 году вернулась на Землю из орбитального полета вторая женщина-космонавт Светлана Савицкая.
Музейные экспозиции бережно хранят имена героев-земляков, раскрывают многовековую историю села Казьминского, одноименного легендарного колхоза. В фондах музея более 2300 подлинных экспонатов.
- Умение бережно относиться к истории родного края должно закладываться с детских лет, - подчеркнул Сергей Шумский. - Воспитать человека труда можно только на примере достойных земляков. Предстоящий День края — это возможность задуматься о важности этого понятия. Я хотел бы пожелать коллегам-аграриям хорошей погоды, а всем ставропольцам стабильности, здоровья, успехов и благополучия.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах