«АиФ-СК» помог ставропольчанке найти место захоронения родного дяди

Анатолий Берштейн / АиФ

   
   

В марте мы рассказали о том, как Валентина Пристинская ищет могилу родного дяди Ивана Проценко, погибшего в 1942 г. на Кавказе. Она обратилась за помощью к нам, а мы – к сотрудникам краевой библиотеки Тамаре Кравцовой и Светлане Колесовой – они занимаются поисковой работой.

Новое имя на плите

По архивным данным установили место гибели Ивана Проценко – хутор Алтубинал Туапсинского района Краснодарского края. И вот Валентина Пристинская отправилась туда, где пал смертью храбрых её дядя.

Валентина Васильевна от работников Туапсинского военкомата и Октябрьского сельского поселения, на территории которого находится хутор Алтубинал, узнала, что останки павших воинов из одиночных погребений перевезли и захоронили в большой братской могиле ближайшего села Гойтх. Там покоится прах более чем 500 бойцов и командиров Красной
армии. Однако, чтобы имя дяди появилось на стеле, необходимо официальное обращение Ставропольского горвоенкомата. Такова наша неистребимая бюрократия в действии, даже когда речь идёт о погибших солдатах. Формальности были соблюдены. И вот долгожданный звонок с Кубани: приезжайте! Валентина с сыном на машине отправилась из Ставрополя в сторону Туапсе. Добрались в горное село Гойтх и первым делом направились к одной из бетонных плит, где в самом конце скорбного списка свежей чёрной краской на светлом фоне было выведено «Проценко И.Д.»!

Слёзы счастья

На минуту Валентина застыла от переполнявших её чувств, увидев знакомую фамилию. Было на душе одновременно и радостно, и тревожно. Достала сердечное лекарство, настолько переволновалась, хотя и не знала дядю, но все же родная кровь! Тяжелый груз свалился с плеч. Хотя поначалу не верила, что здесь, под этой серой плитой, лежит всё, что осталось от Ивана Проценко. Ведь на братских могилах, в отличие от одиночных, как известно, не ставили крестов, на то они и братские. Но далеко не безымянные. Из захороненных тут, в селе, к примеру, всего лишь несколько неизвестных солдат. Пока неизвестных, каким оставался до последнего времени и дядя Валентины, красноармеец, стрелок 40-й Особой отдельной бригады Закавказского фронта Иван Дмитриевич Проценко.

– Я достала горсть земли с могилы отца, – рассказывает Валентина Васильевна, – рассыпала её вокруг плиты, положила букет гвоздик и низко голову склонила в память о дяде и о тех, кто здесь захоронен, а потом облегченно вздохнула: сбылась давняя мечта моего папы, который долгие годы искал могилу брата…Конечно, без вашей газеты, архивных и библиотечных работников я бы вряд ли её нашла. Спасибо всем, кто помогал мне.

Смотрите также: