Тема «Транспорт во Владикавказе» из разряда остросюжетных. Причем это касается и колесного автопарка, и рельсового подвижного состава.
Несмотря на усилия муниципальных властей и постоянные нарекания общественности, никаких кардинальных изменений пока не наблюдается.
А он все бегает по рельсам…
«Мы стараемся сделать все, что в наших силах и средствах, чтобы сохранить трамвай», - говорит Олег Дедегкаев, начальник ВМУП «Владэлектротранс», образованного буквально с чистого «финансового» листа после ликвидации своего прямого предшественника ВТТУ, погрязшего в долгах. У молодого предприятия долгов пока что нет, но история развития может пойти по такому же пути, т.к. и рельсовое хозяйство, и контактная сеть, и подвижной состав - все осталось прежним. Контактная и рельсовая сети (длина - более 50 км) изношены на 80%, с вагонами дела обстоят чуть лучше. Мало того, осенью ожидается пополнение из 10 вагонов из Германии. И может, тогда руководству предприятия удастся ежедневно выпускать на линию 26 вагонов, а не 23, как сейчас».
«Понимаете, чтобы конкурировать с автотранспортом, мы должны работать как часы, и интервал между маршрутами сократить до минимума, а не заставлять человека в условиях временного цейтнота простаивать на остановке по 20-30 минут, - убеждает Дедегкаев. – Тогда и пассажиропоток возрастет, и средств от продажи билетов будет собрано больше».
Безусловно, так, но трамвай во Владикавказе – явление заведомо убыточное. По оценкам экономистов, чтобы предприятие могло выйти из этого статуса, билет на проезд должен стоить… 21 рубль, в два раза больше, чем сегодня. Ровно столько себестоимость поездки. Понятно, что это невозможно: рельсовый транспорт растеряет последних пассажиров. Хотя руководитель нашел контраргументы в пользу трамвая: экологически чистый, большая вместимость и абсолютная свобода от пробок, которые в часы пик забивают узкие улицы старого города напрочь.
Несмотря на тяжелое материальное положение (городские власти и рады бы помочь, но бюджет ограничен), трамвай не сдается – бегает по рельсам. Да и трудно представить себе город у синих гор без заливистой трели и постукивания колес, ведь трамваю уже более века. Эксклюзив, антиквариат, достояние республики – эпитетов масса, но от этого нисколько не легче
«Резать по-живому не будем…»
У маршруток – самого массового вида пассажирских перевозок – во Владикавказе проблемы несколько иные. Здесь сталкиваются финансовые интересы частных перевозчиков, которые во времена анархии 90-х, когда вся страна была охвачена манией приватизации, закупили маршруты, транспортные средства и поделили город, и муниципальных властей, которые хорошо понимают, что то, на чем сейчас вынуждены передвигаться горожане, далеко не идеал.
Да и устали все от этого броуновского движения по 56 маршрутам, которые дублируют друг друга, мешают движению, создают аварийные ситуации и т. д. Но в то же время при наличии всей этой массы подержанных «Газелей» в часы пик горожане едут сидя друг у друга на коленях или согнувшись в три погибели, а после восьми вечера вынуждены вызывать такси.
Несколько лет назад по поводу маршрутной сети прозвучало слово «оптимизация», но принципиальных изменений так никто и не заметил. «Мы планируем из существовавших ранее 56 маршрутов оставить 28, - поясняет начальник «Владгортранса» Мурат Газданов. – Уже ликвидировали первые 7 маршрутов, правда они давно не функционировали. Другие будем продлевать или же перенаправлять, чтобы обеспечить максимальную транспортную доступность для горожан. Но процесс непростой: мы понимаем, что водитель кормит свои семьи, поэтому не намерены резать по-живому».
Что касается «Газелей», то их предполагается заменить автобусами малого класса. Это одно из необходимых условий для участия в конкурсе для фирм-перевозчиков. А такие средства есть не у всех. Город обещает рассмотреть варианты содействия предпринимателям в приобретении автотранспорта, и тендер назначен на осень Пока же все в режиме ожидания. Это хорошо, что сейчас лето. Студенты разъехались, народ массово отдыхает. А вот осенью тянуть уже некуда.
Зато водительские курсы нехватки в клиентах не испытывают. Недаром же Владикавказ на передовых позициях в России по количеству автомобилей на душу населения. Изо всех сил поддерживает отечественный автопром: «Калин» на дорогах не счесть. Рулит и стар и млад. И правильно, а куда деваться: ехать-то надо.
Смотрите также:
- Детей с врожденными заболеваниями глаз становится все больше →
- В Северной Осетии появляются туалеты нового типа →
- В МЧС – на инвалидной коляске →