Владикавказ может остаться без трамваев и маршруток

   
   

 Тема «Транспорт во Вла­дикавказе» из разряда ос­тросюжетных. Причем это касается и колесного ав­топарка, и рельсового под­вижного состава.

Несмотря на усилия му­ниципальных властей и постоянные нарекания об­щественности, никаких кар­динальных изменений пока не наблюдается.

А он все бегает по рельсам…

«Мы стараемся сделать все, что в наших силах и средствах, чтобы сохранить трамвай», - говорит Олег Дедегкаев, начальник ВМУП «Владэлектротранс», образованного буквально с чистого «финансового» лис­та после ликвидации своего прямого предшественника ВТТУ, погрязшего в долгах. У молодого предприятия долгов пока что нет, но ис­тория развития может пой­ти по такому же пути, т.к. и рельсовое хозяйство, и кон­тактная сеть, и подвижной состав - все осталось пре­жним. Контактная и рель­совая сети (длина - более 50 км) изношены на 80%, с вагонами дела обстоят чуть лучше. Мало того, осенью ожидается пополнение из 10 вагонов из Германии. И мо­жет, тогда руководству пред­приятия удастся ежедневно выпускать на линию 26 ва­гонов, а не 23, как сейчас».

«Понимаете, чтобы кон­курировать с автотранспор­том, мы должны работать как часы, и интервал между маршрутами сократить до минимума, а не заставлять человека в условиях времен­ного цейтнота простаивать на остановке по 20-30 ми­нут, - убеждает Дедегкаев. – Тогда и пассажиропоток возрастет, и средств от про­дажи билетов будет собрано больше».

Безусловно, так, но трам­вай во Владикавказе – явле­ние заведомо убыточное. По оценкам экономистов, что­бы предприятие могло вый­ти из этого статуса, билет на проезд должен стоить… 21 рубль, в два раза больше, чем сегодня. Ровно столько себестоимость поездки. По­нятно, что это невозможно: рельсовый транспорт расте­ряет последних пассажиров. Хотя руководитель нашел контраргументы в пользу трамвая: экологически чис­тый, большая вместимость и абсолютная свобода от про­бок, которые в часы пик за­бивают узкие улицы старого города напрочь.

   
   

Несмотря на тяжелое материальное положение (городские власти и рады бы помочь, но бюджет ог­раничен), трамвай не сдает­ся – бегает по рельсам. Да и трудно представить себе город у синих гор без за­ливистой трели и постуки­вания колес, ведь трамваю уже более века. Эксклюзив, антиквариат, достояние рес­публики – эпитетов масса, но от этого нисколько не легче

«Резать по-живому не будем…»

У маршруток – само­го массового вида пасса­жирских перевозок – во Владикавказе проблемы несколько иные. Здесь сталкиваются финансовые интересы частных перевоз­чиков, которые во време­на анархии 90-х, когда вся страна была охвачена мани­ей приватизации, закупили маршруты, транспортные средства и поделили город, и муниципальных властей, которые хорошо понимают, что то, на чем сейчас вы­нуждены передвигаться го­рожане, далеко не идеал.

Да и устали все от это­го броуновского движения по 56 маршрутам, которые дублируют друг друга, ме­шают движению, создают аварийные ситуации и т. д. Но в то же время при наличии всей этой массы подержанных «Газелей» в часы пик горожане едут сидя друг у друга на коле­нях или согнувшись в три погибели, а после восьми вечера вынуждены вызы­вать такси.

Несколько лет назад по поводу маршрутной сети прозвучало слово «оптими­зация», но принципиаль­ных изменений так никто и не заметил. «Мы плани­руем из существовавших ранее 56 маршрутов оста­вить 28, - поясняет началь­ник «Владгортранса» Мурат Газданов. – Уже ликви­дировали первые 7 марш­рутов, правда они давно не функционировали. Другие будем продлевать или же перенаправлять, чтобы обеспечить максимальную транспортную доступность для горожан. Но процесс непростой: мы понимаем, что водитель кормит свои семьи, поэтому не намере­ны резать по-живому».

Что касается «Газелей», то их предполагается за­менить автобусами малого класса. Это одно из необхо­димых условий для участия в конкурсе для фирм-пере­возчиков. А такие средс­тва есть не у всех. Город обещает рассмотреть вари­анты содействия предпри­нимателям в приобретении автотранспорта, и тендер назначен на осень Пока же все в режиме ожидания. Это хорошо, что сейчас ле­то. Студенты разъехались, народ массово отдыхает. А вот осенью тянуть уже не­куда.

Зато водительские кур­сы нехватки в клиентах не испытывают. Недаром же Владикавказ на передовых позициях в России по ко­личеству автомобилей на душу населения. Изо всех сил поддерживает отечест­венный автопром: «Калин» на дорогах не счесть. Рулит и стар и млад. И правиль­но, а куда деваться: ехать-то надо.

Смотрите также: