Александр Хлопонин предложил принять закон об экстремальных увлечениях

Ставрополь, 4 февраля – АиФ-СК. 3 января 2013 года в Домбае с Головы Муссы – вершины Мусса-Ачитаро – сорвался  и улетел в пропасть огромный шар, более трех метров в диаметре, аттракционный зорб, в котором находились 2 человека. Молодые мужики. Один из них – Денис Бураков, которому было всего лишь под тридцать, погиб. Его  приятель,  Владимир Щербов, получил травмы. К чему может привести адреналиновый голод? И можно обеспечить безопасный отдых на горнолыжных курортах?  Эта тема на днях стала главной на расширенном заседании в Черкесске. Полпред  президента в СКФО Александр Хлопонин подчеркнул, что необходимо принять федеральный закон, регулирующий деятельность аттракционов, сообщает пресс-служба главы КЧР.
Александр Хлопонин
   
 - Я, как представитель федерального центра, говорю, что на основе тех компетенций и предложений, которые мы выработаем именно по нашим курортам Северо-Кавказского округа, дадим предложения на уровень федерального центра. В ближайшее время на заседании Правительства я подниму вопрос о подготовке нормативной базы. Мы должны в этом году сформировать ее. Но это не мешает нам сегодня в регионах принимать собственную нормативную базу. Везде можно увидеть горнолыжные подъемники и спуски, люди что-то там конструируют, деньги идут, а кто отвечает в случае трагедии или безобразия, нигде ничего не регламентируется и не регулируется. Это срочно надо наладить. Ведь это ж не только горные лыжи. Аттракционы, карусели, скутеры, парки культуры и отдыха – нет нормативной базы, ответственного вы не найдете, – констатировал полпред.

Жажда зрелищ

Местные жители трагедию с зорбом обсуждают до сих пор. Человек погиб. Беда. Хотя горы есть горы. И здесь всё возможно. Для них важно, чтобы на домбайский курорт ехали с положительными эмоциями. Хотя и люди разные. Есть такие, кто ищет других впечатлений, адреналиновых эмоций. Шагабан Симонов, главный по сайту единой службы бронирования Домбай-инфо  говорит, что спада интереса к Домбаю не случилось, люди готовы ехать и едут. А посещаемость сайта после трагедии увеличилась в полтора раза. Так уж человек устроен, что говорить.
Трагедия с зорбом много проблем обнажила, главное, чтобы было желание разбираться и устранять недостатки.
 «Пришли какие-то люди снизу, закатили этот шар, новое развлечение за 300 рублей. Кто-то должен же был их остановить, – возмущается Фатима, так представилась местная жительница, – кто они такие, кто разрешил им этот бизнес?». Домбайцы говорят, что прежде порядка было в разы больше – местные жители сами следили за тем, чтобы не случалось драк и разного рода нехороших историй. Чтоб те, кто приходит снизу, не безобразничали. На трассах чтоб чисто было, ухожено, вёшки стояли, как положено. Сегодня кому этим заниматься?
- Как стали тут пришлые люди всё выкупать, так порядка не стало,  особенно в последнее время, да и наши власти не особо интересуются, кто и чем занимается, а должны бы проверять, что к чему, – делятся мнением старожилы.

Срубить бабосов по-быстрому

Двое парней решили заработать, но даже не потрудились проверить, по какой траектории  покатиться с горы поношенный видавший виды шар. Для них самих его сверх экстремальный  спуск стал полной неожиданностью. Зорб с людьми разогнался и упал в ущелье Гоначхир с крутого склона в 70 градусов.  При  том, что для подобных аттракционов допускается вдвое меньший угол падения.
 Зорб остановился на льду озера Павлиний глаз, куда спасатели смогли добраться не сразу…Спасатели, к слову, здесь самоотверженные, многие работают просто на энтузиазме. Годами.
Местные называют парней-организаторов, мягко говоря, недоумками. «Решили срубить деньгу по-быстрому, – говорят инструкторы, – это же сюрреализм, дикость какая-то такое предпринять».
 - По предварительным данным, с  высоты трёх тысяч метров зорбинг вообще не осуществляется,  в частности на территории СКФО шар впервые подняли на такую высоту. Как уже ясно, это произошло за час до трагедии, – говорит старший помощник руководителя СУ СКР по КЧР Сергей Шуваев. – Расследование уголовного дела в отношении организаторов продолжается.
 История с зорбом обросла разного рода дополнительными «сюрпризами» – как и откуда взялся этот самый зорб, где он стоял столько времени – это ж не катушка ниток и не лыжи со сноубордом, в сарай не спрячешь. Кто у кого купил, «укатил» или взял в аренду? И почему так просто можно выйти на склон горы и открыть «своё дело», свой маленький смертельный бизнес. Пусть не по злому умыслу, а по расхлябанности  и  безответственности…

Люблю Домбай

 Катя Самарцева ездит в Домбай  третью зиму подряд. Это её любимое место отдыха.
- Лыжница я так себе, катаюсь немного, люблю просто смотреть и природу слушать. Говорят, прежде всё, что сейчас застроено отельчиками и ресторанами, было лесом, одна гостиница и палатки. И олени ходили, – Кате явно не по вкусу сегодняшнее положение дел. Её парень Виталий  настроен ещё более категорично:
- Трассы постоянно трамбуют снегоходы, «расчесывают» редко, может стоит как-то разграничить трассы, чтобы не было столкновений и травм, дело же не только в том, что трассы со «сбитым» снегом, но и в том, что лыжники и снегоходы сталкиваются. И были несчастные случаи.

Катя щёлкает мышкой, листаем снимки из Домбая:  «И всё равно я его люблю, – она мечтательно вглядывается в горный пейзаж, – но ты и про животных напиши, как мучают их, для фоток держат, голодные, истощённые, за это же статья есть, я знаю».  

   
   

Пока прокуратура закончила проверку  исполнения законодательства «в сфере защиты прав потребителей при организации и проведении различных аттракционов, а также при предоставлении услуг физической культуры и спорта,  в том числе при обучении технике катания на лыжах и сноубордах». Проверять, как учат осваивать лыжи и кто и как «аттракционит»  в курортных районах Домбая, стали после трагедии с зорбом. Результаты обещают прокомментировать в четверг, 7 февраля.