Прямая речь: | |
---|---|
Александр Хлопонин, вицепремьер Правительства РФ, полпред Президента РФ в СКФО: – Я считаю, что до настоящего времени вообщето аналогов программе развития Северного Кавказа пока что не существует, именно территориальной программе. Сценарий, который принят, позволит построить достаточное количество объектов здравоохранения и образования. Мы выйдем гдето на уровень 80% от среднероссийских показателей. Решение очень взвешенное, обсуждалось на уровне всех министерств и ведомств. Безусловно, мы должны учитывать и общее экономическое состояние в мировой экономике, и понимание ситуации с российским бюджетом. Ещё раз говорю: все эти программы согласованы со всеми нашими федеральными ведомствами и непосредственно с каждой из республик Северного Кавказа. |
В СКФО - самый высокий показатель естественного прироста населения в РФ: лица моложе трудоспособного возраста составляют четверть всех жителей! Округу только-только исполнилось 3 года, площадь его – всего-то 1% от российских просторов (170 тыс.439 кв.км). При этом Северо-Кавказский – самый многоликий: здесь проживают представители более 120 национальностей. И ещё это округ с самым серьёзным и многообещающим курортно-туристическим потенциалом. Собственно, этим он и прежде был знаменит – со всего СССР съезжались поправлять здоровье на Кавказские Минеральные Воды к целебным источникам и лечебным грязям. Уникальные воды-целительницы бьют здесь по всей территории – в каждой республике есть своя минеральная вода, да не в единственном экземпляре, рекордный же показатель – за Ставропольским краем – природных минеральных вод здесь два десятка типов. И врачуют от стольких заболеваний, что не перечислишь разом. Но и это далеко не всё достояние Северного Кавказа: альпинистов и горнолыжников как притягивали, так и притягивают Эльбрус и Домбай, эти великие горы – вечный манок для экстремалов, и не только – влюблённые в горы едут к нам со всего света. Прежде туристы путешествовали по всему Северному Кавказу - в СССР существовали всесоюзные турмаршруты, охватывавшие республики и край – Орджоникидзе (Владикавказ), Нальчик, Черкесск, Кисловодск, отправлялись в древний, овеянный легендами Дербент, окунались в таинственные озёра Кабардино-Балкарии и слушали говорливые родники Карачаево-Черкесии. В Цейском ущелье захватывало дух – вот пронесётся мимо Святой Георгий на летящем коне, покровитель путников. Под Кисловодском – сладкий шепот Медовых водопадов и легенды Замка Коварства и Любви, а за чередой вершин – Тебердинский заповедник и православные каменные храмы Архыза, сложенные столетия назад. Лермонтовские места и повороты Великого шёлкового пути, курганы-могильники и могилы неизвестных солдат, что бились здесь против фашистов. История реальная и завораживающая, сплетённая из кружев рассказов, быль. С Северным Кавказом знакомили подробно и основательно. И редко кто уезжал из этих сказочных мест без традиционного орла – в виде керамической фигурки или изображённого на фарфоровой сувенирной тарелке гордого горного профиля. Он и сегодня таким остаётся – наш Северный Кавказ: гостеприимным и открытым. И вместе с тем готовым к переменам, что диктует время. В добрый путь, СКФО!
Приоритеты
Округу предстоит реализовать программу социальноэкономического развития, рассчитанную до 2025 года. Ключевая цель Госпрограммы сформировать условия для опережающего развития экономики Северного Кавказа и обеспечить его жителей работой.
Экономика в целях масштабного роста забросит весомые «якоря» инвестиционных проектов, связанных с туристическими кластерами республик и санаторнокурортным регионом Ставропольского края –
Кавказскими Минеральными Водами. Только по двум этим направлениям планируется создать более 113 тыс. новых рабочих мест.
Реализация же всех мероприятий Госпрограммы, как планируется, позволит к 2025 году создать их более 400 тыс., ежегодный объём инвестиций возрастёт до 2 трлн рублей, а объём валового регионального продукта достигнет 6 трлн рублей.
Общий объём финансирования Госпрограммы за весь период её реализации составит порядка 2,5 трлн рублей, причём 90 процентов этих средств приходится на внебюджетные источники финансирования. В приоритете Госпрограммы – развитие социальной сферы. Основная задача повышение качества жизни и рост благосостояния жителей Северного Кавказа. Инструментом достижения цели выступит федеральная целевая программа, её реализация позволит построить 338 объектов дошкольного и общего образования, 168 объектов здравоохранения, 91 объект культуры, 385 спортивных объектов и 43 объекта социальной защиты.
Планируется существенно улучшить уровень развития социальной инфраструктуры и повысить качество услуг. Почти в 3 раза в 2025 году должны увеличиться среднедушевые доходы населения, при этом снизится уровень безработицы – с 15% в 2011 году до 10,7% в 2025 году.
Старые и новые бренды
У каждого из регионов Северного Кавказа есть свои устойчивые бренды, связанные с теми направлениями экономики, культуры, спорта, которые особенно выпукло и сочно представляют свои родные места.
Кабардино-Балкария прочно ассоциируется с Приэльбрусьем – на протяжении десятилетий это традиционное место паломничества туристов со всей страны, а слава о кабардинских яблоках давно перешагнула границы Кавказа. Карачаевская порода лошадей – предмет гордости Карачаево-Черкесской Республики, как и бренд Домбай, куда, как и к Эльбрусу, проложены сотни дорог. Тепличные хозяйства КЧР снабжают свежими овощами почти пол-Москвы, а хлебные поля Ставрополья – житница России. Статус здравницы – по-прежнему за курортами Кавказских Минеральных Вод, а виноградная лоза всё так же сочно представляет Дагестан. «Каких барашков мы везли из Ингушетии, какое было мясо!» - вспомнил один мой знакомый, когда речь зашла об ассоциациях с нашими кавказскими республиками. Развитие сельского хозяйства во всех регионах СКФО должно дать толчок к появлению новых – старых забытых брендов. Овцеводство, как и вся животноводческая отрасль, ждёт активного развития по всему округу – в КБР, КЧР и на Ставрополье. А вот растениеводство в КБР идёт в рост, повышая урожай ежегодно. Брендом Ингушетии станут горнолыжные курорты, а древние башни самой молодой республики – новой точкой притяжения туристов. И все наши регионы славны ещё одним древним брендом – кавказским гостеприимством, богатым застольем и открытыми сердцами. Войны и разруха проходят, Кавказ не стоит на месте – он хочет жить мирно и развиваться. Так и будет.
Сегодня говорят о необходимости создания единого бренда округа – такого, что сможет объединить под своим кавказским крылом широкий спектр того, что создаётся в СКФО: напиток долгожителей айран, целебную минеральную воду, овощи и фрукты, выращенный под благодатным солнцем хлебный колос и вкусный бренд РСО-Алании – осетинский пирог. То есть те добрые продукты, что за столетия стали брендами. Натуральные, экологически чистые, самые качественные – они займут прочное место на столах россиян. Под единым брендом – «Сделано на Северном Кавказе». Сделано с любовью.