И практически никаких эмоций. Лишь отстраненное равнодушие к деталям и осознание неизбежности теперь уже единственно возможного финала.
Лично я не пожалел своего времени и проделал путь в 200 километров, чтобы испортить бюллетень многочисленными крестиками и глубоко личным пожеланием. Кто-то пошел и проголосовал за партию вызывающую меньшее отвращение. Кто-то отнесся к цирковому представлению серьезно и от всей души проголосовал за свое будущее. В итоге на свет появились вполне конкретные цифры, которые, если разобраться, не имеют никакого значения.
Яблоко предсказуемо выполнило роль спойлера, коммунисты, осчастливленные местами в Госдуме вмиг утратили протестный пыл, ЛДПР и Справедливая Россия, еще вчера непримиримые борцы с ПЖиВ, сегодня уже готовы биться друг с другом за право войти с ней в коалицию. Спектакль окончен, зрителям спасибо за поддержку, актеры могут занять свои места согласно купленным билетам.
Я искренне не понимаю причину всех этих восторженных откликов, мол, взгляните, Единая Россия набрала меньше 50%, она в нокдауне. Представляется, что единственное заметное следствие результатов выборов, которое вообще возможно - Медведев прямым ходом отправится на свалку истории, а не транзитом через премьерство.
Да, безусловно, лед тронулся, Партия Жуликов и Воров – это уже устоявшийся в сознании общественности бренд, и публично презирать власть становится модной тенденцией. Но что с того?
Интернет-сообщество может сколько угодно бурлить и возмущаться по поводу беспрецедентных нарушений на выборах и тающей на глазах популярности нынешней власти. Единая Россия доказала себе и дорогим россиянам самое главное – ей плевать и на реальную популярность, и на вышеупомянутых россиян, и даже на соблюдение формальностей на пути к своей цели.
Она вольна делать, что хочет. И в списки ее желаний уж точно не входит расставание властью. Она не отдаст ее ни при каких условиях.
В связи с этим угнетает не наивность некоторых избирателей, не мерзкий аналог страха заставляющий подчиниться воле начальства, не апатия и недальновидность.
Серьезное беспокойство вызывает повальная беспринципность.
На «Единую Россию» работало десятки тысяч агитаторов, всяческих листовковручателей и флагомахателей. У нескольких из них я спросил: не стыдно? – Нет, не стыдно, а чего тут стыдиться? – глядя прямо в глаза и даже улыбаясь, отвечали они.
Не меньшее число людей трудились на «черных» фронтах – зачищали местность от агиток конкурентов, участвовали в автобусных турах выходного дня, вбрасывали бюллетени, переписывали протоколы, прекрасно осознавая, чем они занимаются и вполне удовлетворяясь скромным вознаграждением за свою небрезгливость.
Специалисты рекламных служб многочисленных изданий с радостью хватались за возможность рассказать что-нибудь хорошее про Единую Россию. Чем длиннее были рассказы и красочнее иллюстрации - тем внушительнее гонорары. Они даже не оправдывались:
- Репутация? Какая к черту репутация? Так делают все. А все эти принципы – большая глупость.
Специалисты рангом повыше (количество их тоже исчисляется тысячами) неустанно трудились в штабах. Пройдя не одну подобную кампанию и нарастив непробиваемый панцирь цинизма, большинство из них даже не скрывает своего отвращения к Партии Жуликов и Воров. Но работа есть работа – ничего личного.
- Ты же должен понимать, это просто деньги, - признался как-то мне один из таких штабных работников, зарабатывающий за «сезон» на очередную квартиру, - если я не получу эти деньги, их получит кто-то другой и работа все равно будет выполнена. Так какой смысл отказываться?
Примечательно, что очень многие из таких людей целенаправленно вкладывают деньги в заграничную недвижимость, и ставят для себя вполне конкретные планы по эмиграции, потому что «в этой стране невозможно жить».
Доводилось мне общаться и с видными партийцами.
- Ты думаешь, мы ничего не понимаем? – говорили мне они. - Мы все прекрасно понимаем. Но у нас семьи, а по-другому мы зарабатывать не умеем.
Таким образом, что получается с этими выборами?
По сути за, свои собственные деньги (если считать таковыми налоговые отчисления и выручку от продажи всего того добра, которое принято называть народным достоянием) значительная часть населения страны самозабвенно нае..вала самих себя. При этом не видя или не желая видеть никакой взаимосвязи между своим благосостоянием и несправедливостью окружающего мира.
И ведь проблема гораздо шире.
Учиться, совершенствоваться, прилагать усилия, ставить цели, добиваться их – это не для нас. Наш человек готов жить в дерьме, перебиваться случайными заработками, лишь бы оставалась надежда при случае сорвать большой куш. В менты идут чтобы в перспективе «стричь капусту» с граждан, в преподаватели вузов – чтобы зарабатывать на богатых и тупых студентах, в чиновники – чтобы «пилить», «доить» и «отжимать». Среднестатистический колхозник мечтает о шансе безнаказанно спереть достойный объем зерна, владелец фирмы - о надежных связях и проверенных схемах отката.
Поэтому при всей критичности ситуации в стране, по большому счету, положение вещей вполне устраивает большинство народонаселения. Да, те, кто сегодня у власти – жулики и воры, но неприязнь к ним имеет исключительно классовый характер, дескать, вот у них есть шанс воровать постоянно и помногу, а у меня иногда и по чуть-чуть. И самая желанная перемена, которая только возможна в жизни такого обывателя – это, поверьте, не торжество демократии или соблюдение его конституционных прав, а возможность поменяться местами с высокопоставленным чиновником.
Страшно подумать, но, наверное, это часть нашей ментальности, закаленная долгими годами рабства безынициативности, лицемерия и лжи. Если так, то страна обречена.