Участник из Эквадора Карл Эглофф побил предыдущие достижения в двух дисциплинах: подъём с поляны Азау до западной вершины и весь путь от подножья горы и обратно.
Счёт на минуты
Чтобы участвовать в соревнованиях, которые в профессиональной среде называют скайраннинг, необходимы годы тренировок, невероятная сила и выносливость. Термин «забег» в данном случае не метафора. Участники действительно бегут большую часть дистанции и только на самых сложных отрезках могут позволить себе снизить темп. Иначе о рекорде можно не помышлять.
Достижение эквадорца: подъём от точки 2350 м до вершины 5642 м за 3 ч. 24 мин., путь туда-обратно – за 4 ч. 20 мин. Предыдущий рекорд установил в 2014 году россиянин Виталий Шкель. До вершины он добежал за 3 ч. 28 мин., всю дистанцию прошёл за 4 ч. 39 мин.
Как рассказал директор фестиваля RedFoxElbrus Race-2017 Евгений Колчанов, бегуны на Эльбрусе участвуют в двух видах соревнований. Профессионалы начинают путь к вершине на поляне Азау, любители стартуют там, где кончаются канатные дороги (станция Гара-Баши, примерно 3800 м). В забегах этого года участвовали 180 спортсменов, из которых только 65 решились начать покорение горы снизу.
Рады только в КБР?
В 2017-м во время забега от Гара-Баши тоже зафиксировали рекорд, хотя о нём и его обладательнице известно меньше. Лучшее время показала россиянка Оксана Степанишина – 2 ч. 49 мин. В отличие от профессионалов, которые отвоёвывали друг у друга буквально минуты, Оксана побила предыдущее достижение более чем на полчаса.
По словам Колчанова, среди скайраннеров нет случайных людей. Это такие же спортсмены, как легкоатлеты или, скажем, фигуристы. Чтобы справиться с изматывающей сверхнагрузкой во время быстрого подъёма на несколько тысяч метров и стремительного спуска, они годами тренируются по два раза в день.
Забеги скайраннеров проходят по всему миру. В России спортсмены соревнуются не только на Кавказе, но и на Урале, Алтае и Саянах. Наша национальная сборная горных бегунов – одна из самых результативных в мире: россияне стабильно входят в семёрку сильнейших скайраннеров планеты. В числе лидеров есть и северокавказский спортсмен – Ильяс Агабаев из КБР.
Чемпионаты по экстремальному горному бегу на Северном Кавказе проводит только Кабардино-Балкария, лишь здесь созданы для этого условия. Кроме Эльбруса, соревнования проходят ещё в районе Безенги – на самом высокогорном участке Кавказского хребта, где расположен крупнейший по площади на Кавказе и в России ледник. Там же, по словам Евгения Колчанова, находится самый крутой «вертикальный километр» в стране.
Директор фестиваля рассказал, что ранее были попытки организовать соревнования в Северной Осетии. Но этот опыт оказался неудачным. В Ингушетии и Чечне интерес к скайраннерам – пока только на уровне разговоров. А энтузиазма самих спортсменов для проведения состязаний недостаточно. Как минимум потому, что во время горных забегов требуются повышенные меры безопасности.
Такой нужный снег
Фестиваль экстремальных видов спорта на Эльбрусе – время повышенной нагрузки не только для участников, но и для спасателей. В 2017-м на горе во время забегов работало 20 специалистов. Об этом рассказал начальник Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда МЧС России Абдуллах Гулиев.
Девять сотрудников отряда ещё накануне старта отправились к вершине. Всё время, пока длились забеги (а некоторые спортсмены шли к финишу значительно дольше победителей – до семи часов), спасатели находились на высоте от 5300 до 5642 метров. 11 их коллег группами по 2-3 человека распределились по склону горы.
Гулиев рассказал, что нынешние соревнования прошли штатно – без происшествий. И с погодой спортсменам повезло, хотя переменчивый Эльбрус мог и подвести скайраннеров. В преддверии старта всерьёз обсуждался вопрос: стоит ли проводить фестиваль вообще. Ветра выдули с горы снег, обнажив почти километровый участок ледового поля. Бежать к вершине в таких условиях, по словам спасателя, невозможно.
Но гора сжалилась над спортсменами, и накануне старта на Эльбрусе выпали осадки. Лёд оказался укрыт снежным покровом.
В истории фестиваля экстремальные ситуации случались не раз. Так, в 2015 году, по словам Гулиева, погода была к спортсменам неблагосклонна, и едва ли не каждый второй встретился с трудностями в пути.
«Около десятка спортсменов пришлось снимать с дистанции по тем или иным причинам – травмы, «горняшка» (плохое самочувствие, связанное с пребыванием в условиях низкого давления. - Авт.) и другие. Даже подготовленные люди испытывают во время забегов сверхнагрузки. Эльбрус – гора серьёзная», - говорит спасатель.
По мнению Гулиева, бегать по Эльбрусу – очень опасно. И если погода восстаёт против планов человека, сотрудники высокогорного отряда могут даже рекомендовать организаторам соревнований сократить забег до 5000 или 5300 м. Такое в истории фестиваля тоже бывало.