Нынешний год богат на катаклизмы. Зима ещё не началась, а Северный Кавказ уже и снегом заваливало, и ветром сдувало – деревья падали, крыши слетали, провода и трубы рвались. Горнолыжный сезон уже стартовал в регионе, поэтому скоро в горы устремятся туристы. О чём нужно помнить, попав под удар стихии, а также как успешно совершить восхождение в горы, рассказывает обладатель гранта Северо-Кавказского молодёжного форума «Машук», сотрудник ГУ МЧС Кабардино-Балкарии Кантемир Беров.
Гиды-самозванцы
Елена Панкова, «АиФ-СК»: В последнее время в новостях часто пишут об иностранцах, попадающих в разные передряги при покорении Эльбруса…
Кантемир Беров: У нас всё больше туристов из самых разных стран мира. Почти все они приезжают, чтобы покорить самую высокую вершину Европы – Эльбрус. С начала этого года горнолыжные курорты КБР посетили более 300 тысяч человек. По зарегистрированным туристическим маршрутам прошли 3702 иностранца.
Увы, зачастую гости из-за рубежа так же плохо подготовлены к покорению гор, как и соотечественники. В этом году трагически завершилось восхождение двух граждан Германии. Один из них погиб, его тело найти не удалось, а другой получил серьёзные травмы. Оба не зарегистрировались в спасательных службах.
Покорители вершин часто забывают, что горы – место повышенной опасности. При подъёме зачастую появляется горная болезнь.
– Какие случаи вам запомнились больше всего?
– В прошлом году турист упал в ледовую трещину глубиной 40 метров. Нашим ребятам было очень нелегко его доставать. Другой, покоряя Эльбрус зимой, когда он покрывается ледяной коркой, потерял специальные приспособления - «кошки». А забрался он на высоту более 4700 м! К счастью, его удалось спасти. Таких случаев много, спасённые нас часто благодарят…
А ведь во времена СССР в горы допускали только тех туристов и альпинистов, которые прошли специальную аттестацию. Сейчас, к сожалению, федеральное законодательство не предусматривает ограничений при выходе на туристический маршрут.
– Какие проблемы считаете самыми острыми?
– Одна из главных – дефицит профессиональных экскурсоводов. У современных гидов не требуют специальной аккредитации. Поэтому им может назваться любой желающий! И как в этом случае гарантировать туристу безопасность? Считаю, что должны быть специальные учебные заведения для подготовки профессиональных экскурсоводов.
Стихия – не шутка!
– На Северо-Кавказском молодёжном форуме «Машук» вы получили грант за проект «Кавказ без опасности». Его цель – обучить подростков и молодёжь правильному поведению в экстремальных ситуациях. Но в школах есть урок ОБЖ…
– Да, детям преподают «Основы безопасности жизнедеятельности», но зачастую делают это поверхностно. И не будем забывать, что многие люди в экстремальных ситуациях теряются, потому что не имеют необходимой психологической подготовки. На уроках ОБЖ с ребятами не работают психологи.
А многие ли смогут, например, вытащить человека из покорёженной в ДТП машины? Между тем проект, разработанный группой молодых экспертов из НКО «Кабардино-Балкария – мир и мы», который я представил на «Машуке», предусматривает обучение молодёжи этим и многим другим навыкам, причём во всём СКФО.
– Как это выглядит на практике?
– После получения гранта мы обучили приёмам первой доврачебной помощи многих добровольцев, в том числе блогеров и журналистов.
В январе 2016-го благодаря гранту в Нальчике открыли кадетский класс «Юный спасатель». В этом классе подростков учат работать со спасательной техникой в условиях, приближенных к реальным.
Погодные аномалии
– Как вести себя водителям и пешеходам при сильном снегопаде, гололёде и штормовом ветре?
– Особое внимание обращайте на провода ЛЭП, контактные сети электротранспорта, ветки деревьев. Передвигайтесь осторожно, наступайте на всю подошву. Пожилым людям нужно использовать трость с резиновым наконечником или специальную палку с заострёнными шипами. При падении постарайтесь присесть.
Неопытным водителям лучше в непогоду воздерживаться от поездок. При движении соблюдайте скоростной режим, управляйте транспортом осторожно, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и природные условия, в частности видимость в направлении движения. Не развивайте высокую скорость.
– Последние несколько лет на Северном Кавказе немало погодных аномалий, которые метеорологи объясняют глобальным потеплением. Труднее ли стало работать?
– Нет, никаких дополнительных трудностей не появилось. Правда, весной и летом в нашей республике из-за сильных осадков кое-где выходили из берегов реки, но мы к таким ЧС готовы.
Советы для тех, кто собрался в горы
- Проинформируйте МЧС России о своих маршрутах. Предоставьте спасателям телефоны и адреса членов тургрупп. Уточните порядок выхода на связь со спасателями во время нахождения на маршруте.
- Получите информацию об опасностях на маршруте, ближайших точках возможной экстренной связи, а также метеорологические прогнозы. После возвращения сообщите в МЧС о завершении восхождения.
- Передвигайтесь только группой, строго соблюдая дисциплину.
- Определяйте темп движения по слабейшему туристу в группе.
- Не совершайте переходы при плохой видимости или в тёмное время суток.
- Преодолевайте опасные участки, реки с быстрым течением, трещины и т.д., только обеспечив надежную страховку.
- Лавиноопасные участки преодолевайте лишь при крайней необходимости, поодиночке, с выставлением наблюдателей, строго соблюдая правила безопасности и страховки.
- Если сильно устали, значительно снизилась температура, поднялся ветер, пошёл сильный снег, прекратите движение, подыщите надёжное укрытие.
- Обязательно пользуйтесь очками-светофильтрами, если в горах много снега.