На серии прошедших в Европе легкоатлетических стартов 21-летняя Мария Кучина из Кабардино-Балкарии выиграла трижды подряд. На этапе «Бриллиантовой лиги» в Цюрихе она подтвердила свой личный рекорд, взяв высоту в два метра, стала лидером «лиги» и первой в рейтинге по прыжкам в высоту среди женщин. О спорте и политике, мечтах, рекламе и кавказском воспитании Мария Кучина рассказала «АиФ-СК».
Хочу прыгать!
Мария Кучина: О мечтах. Не люблю этот вопрос, он со спортом не связан, а все ждут, что отвечу про рекорды, победы, Олимпиаду. Спорт – моя жизнь. Я просто хочу прыгать. А мечты – про будущее, про мою семью.
– Она большая?
– Папа, мама и я. И много двоюродных братьев, дядей, теть. Сестёр вот только две. Все за меня болеют, переживают, скучают. Всегда знают, где я, на каких соревнованиях. Я в родном Прохладном тренируюсь, в родной спортивной школе, так что в городе и в спортшколе тоже знают, где прыгаю. Весь город болеет. Большая семья.
– Может, как-то встречают и провожают по-особенному?
– Ритуалов дома нет, спокойно и без суеты. Напутствий типа «Порви всех!» я от родных не слышала, всё мягко, без напряжения. Родители очень по мне скучают, и я по ним. Я в спорт в 10 лет пришла, мой тренер Геннадий Гарикович Габрилян преподавал у нас в 5-й школе физкультуру и работал ещё в спортивной. Так весь класс стал ходить к нему на лёгкую атлетику, правда, к 11-му классу я из них одна осталась. Я и бегала, и прыгала, но в один момент остановились на прыжках в высоту. На первые соревнования родители собирали – они сразу поверили в меня, поддержали. Не у всех так бывает – думают: привезёт – не привезёт ребёнок медаль.... Папа слесарем-ремонтником работает на заводе, мама тогда была продавцом, выезжать надо было за свой счёт, так они для меня всё делали, я этим дорожу. Приезжаю со стартов – дома всяких вкусностей наготовлено, салатики, мамин борщ я обожаю. Сама готовить не умею, это не ко мне. Да, родители у меня тоже спортивные – папа играл в волейбол за заводскую команду, мама – в баскетбол.
– А на личном фронте?
– Есть молодой человек, он тоже прыгает в высоту. Вадим Врублевский из Самары. Мы хорошо друг друга понимаем, доверяем, скучаем.
– Может, пора свою семью заводить?
– Пока ещё в спорте не всё сделано.
– Всё-таки Олимпиада?..
– Так и знала. Конечно, это витает в воздухе и всё ближе. Но пока у меня впереди другие старты – в середине сентября Континентальный кубок мира в Марокко, где я буду защищать честь Европы.
Высота вне политики
– На спортивных событиях нередко политика отражается, сегодня в мире –антироссийские настроения. Почувствовали?
– Нет, нисколько. На спорте это никак не сказывается, по крайней мере, я этого точно не ощутила – ни в судействе, ни в отношении. Выступала в Варшаве, выиграла мемориал Камилы Сколимовской. В Цюрихе жила в одной комнате с украинской спортсменкой Оксаной Окуневой, так организаторы нас поселили. Мы в одном секторе с ней выступаем, не было никаких намёков даже на раздоры. Болельщики очень тепло принимают, стадионы заполнены. Приходят с детьми, так активно реагируют, имена выкрикивают, подходят, поздравляют, фотографируются, автографы берут. Часто в разных странах встречаю наших – россияне отличные болельщики. Подходят, благодарят и очень гордятся победами. В Швейцарии один мужчина подошёл ко мне с российским флагом и попросил, чтобы я с ним пробежала по стадиону. Я ему говорю – я же флаг-то вам не смогу потом вернуть, а он – и не надо, запомни только, что я из Челябинска.
– Вот только на родине за легкоатлетов не очень болеют…
– Это правда. Сравнивать печально. В Казани был пустой стадион на чемпионате России. Только тренеры да сами спортсмены. Мама приезжала за меня болеть. Очень переживала. А проблема реально существует – без болельщиков выступать как-то нерадостно, что ли. Это и для нас, спортсменов, очень важно, и для воспитания будущих чемпионов. Как ситуацию исправить? Наверное, больше рассказывать о спорте и о спортсменах-профессионалах. Показать, какой это вид спорта, он тоже зрелищный и эмоциональный, в нём есть свои рекордсмены. Школы, предприятия приглашать на стадионы. Мы с моим тренером и мастер-классы проводим в Прохладном, и олимпийские уроки. Знаю, в Нальчике за меня всем сердцем болеют. В родном городе и в республике моими успехами очень гордятся, для меня это важно. Принято считать, что на Кавказе только борьба в почёте, но у нас в Прохладном лёгкая атлетика развита, в республике есть сильные спортсмены.
Хоть на Полюс
– Нет ли планов податься в рекламный бизнес или на ТВ?
– Не тянет меня становиться медийным лицом, да и рекламировать ничего не хочу. Мне дом не хочется покидать, родные стены дороги, в Прохладном всё так по-доброму, по-свойски. А шум тяготит. Воспитание у меня всё-таки кавказское – чтоб без суеты, в уважении к традициям, к старшим. Это и в семье, и в школе закладывалось.
– Говорят, у спортсменов есть суеверие: снялся в рекламе – нет успехов в спорте…
– Глупости, от этого никак не зависят достижения. Готовился, тренировался, значит, будет результат, при чём здесь реклама?
– А как победы празднуете и как отдыхаете?
– Быстро. День порадовались и дальше за работу. Геннадий Гарикович всегда знает, какую тренировку провести, чтобы взбодрить или напротив – снять напряжение. Если на соревнованиях – по скайпу с родными общаюсь, люблю прогулки и фильмы про животных. Вот жду, что у подруги кошка окотится, очень хочу котёнка, только папа против. Он у нас добрый, но если сказал: «нет» – не поспоришь. А отдыхать я буду после сентябрьских стартов целый месяц – мы с Вадимом поедем к его родственникам в Германию. Почему туда? Честно говоря, мне всё равно, я бы с ним и на Северный полюс поехала…