В Ставропольском краеведческом музее-заповеднике открылась фотовыставка «В объективе – Кавказ». На ней – фотографии из фондов музея, сделанные в конце XIX и ХХ веках.
Дороги Раева
Как рассказали в музее, в конце ХIХ века Кавказ стал одним из самых любимых мест для фотографов. Их влекла экзотика этих диких в те времена мест. Живописные скалы, бурные горные реки, быт и обычаи местных жителей разных национальностей – всё это запечатлено на снимках как российских, так и иностранных мастеров фотографии. К сожалению, до наших дней дошло не так уж много работ.
«В конце ХIХ-начале ХХ веков Раев выпустил целую серию фотографических открыток, на которых были живописные виды кавказских гор, Пятигорска и Кисловодска, - рассказывает Андрей Гордиенко, заведующий этнографическим отделом Ставропольского краеведческого музея-заповедника. – Довольно много фотографий он посвятил знаменитым кавказским дорогам – Военно-Грузинской, Военно-Сухумской и Военно-Осетинской. Григорий Иванович объехал весь Кавказ и даже поднимался на Эльбрус в составе одной из экспедиций. Да и установить авторство хранящихся в ставропольском музее фотографий удалось только в одном случае. Это кисловодчанин Григорий Раев. Его работам посвящён отдельный стенд».
С 1900-го по 1918-й Раев выпустил более 30-ти серий открыток с видами Кавказа, в основном – Кавминвод.
В газетном объявлении 1914-го года мастер сообщил о продаже целой коллекции, состоявшей из двухсот открыток с видами Кавказа. Черно-белый снимок стоил тогда пять копеек – примерно столько же, сколько и буханка хлеба. А вот раскрашенные вручную фотографии мастер продавал уже за 10 копеек.
Запечатлел Григорий Иванович и Кавказ советский. В 20-е годы он фотографировал виды малой родины и отсылал их в Москву, где типографским способом из них делали открытки.
В школу – на лошади
В экспозиции немало снимков, на которых изображен быт горцев.
«Терекеменцы – это кочевые азербайджанцы, - продолжает Гордиенко. – Их традиционным занятием было скотоводство. Современные представители этой этнической группы проживают в Азербайджане и Дагестане».
На других дореволюционных фотографиях – дети из осетинского села Цей, терский казак, черкесские женщины, жители карачаевского аула Хасаут, балкарец в поле и др. Некий фотограф в начале прошлого века запечатлел старинную башню в кабардинском ауле Чегем, его современники «остановили мгновение» в одном из абазинских сёл, «выхватив» фотокамерой исполнителей национального танца. Интересный кадр – жительница Чечни, которая сушит кукурузу в печи.
Отдельная серия – советские фотографии. Много снимков сделано в 20-е и 30-е годы. «Первый женский клуб», «Женщины в школе ликбеза», «Бедняки на базаре в Шатое» – эти названия говорят сами за себя.
Есть и фотографии 60-х и 70-х годов. На них – многоэтажки Нальчика, встреча бывшего директора ставропольского краеведческого музея Вениамина Госданкера с жителями одного из аулов Карачаево-Черкесии.
Неожиданный для этого времени снимок – мальчик из аула Учкулан (КЧР), едущий на лошади в школу. Между тем на дворе уже был 1969-й.