Примерное время чтения: 4 минуты
1242

Спасти троллейбус. Депутаты придумали, как помочь «рогатым» в Ставрополе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ-СК №25 20/06/2018
Светлана Болотникова / АиФ

Троллейбусное предприятие краевой столицы уже много лет балансирует на грани выживания. Убыточность приводит к постоянному сокращению и парка техники и маршрутов. Но ставропольцы не хотят отказываться от самого экологически чистого транспорта. А тех, кто лоббирует закрытие предприятия, обвиняют в желании захватить огромный кусок земли практически в центре города, на котором сейчас располагается троллейбусный парк.

Сохранить - дорого, закрыть жалко

Троллейбусов в Ставрополе становится всё меньше. Это особенно заметно в выходные дни и по вечерам. Из 12 маршрутов осталось пять, из 150 машин - 55. Половину из них нужно в ближайшее время отправить на капремонт или списать. «Крайний срок обновления парка – 2020 год», - говорит и.о. директора, главный инженер Ставропольского муниципального унитарного троллейбусного предприятия Александр Корниенко.

Каждый месяц троллейбусы приносят 10 млн руб. убытка. Низкая цена (15 руб. за поездку) при маленьком пассажиропотоке не покрывает даже текущих расходов предприятия. По данным депутата городской думы Геннадия Тищенко, весь экологически чистый пассажирский транспорт в стране убыточный. 

«Троллейбусный парк и не должен приносить прибыль, - согласен зампред краевой Думы Александр Кузьмин. - Троллейбусы и автобусы - это социальный вид транспорта, и мы должны их содержать, чтобы люди не ездили на старых маршрутках и не подвергали себя опасности. По закону о статусе краевого центра мы только в прошлом году перечислили городу из краевого бюджета 600 млн руб. Этим механизмом надо воспользоваться».

Часть этих денег депутаты предлагают целевым образом направлять на содержание троллейбусного парка. Сейчас бюджет субсидирует затраты на перевозку льготников, гасит долги и периодически спасает от банкротства. Но это мало помогает.

«За восемь лет почти миллиард рублей на поддержку потрачен, а улучшения нет, - говорит депутат Александр Сысоев. – Надо разобраться в целом с направлениями развития города и схемой работы общественного транспорта, чтобы понять, куда вкладывать».

В парке заверяют, что 206 км контактной сети - в рабочем состоянии. Но город расширяется, а ставить новые опоры и прокладывать кабели дальше слишком дорого. Участок в 2,5 километра от четвёртой горбольницы по улице Пирогова обошёлся бы в 50 млн рублей. Стоит ли овчинка выделки?

«Расширять контактную сеть нужно. Горожане хотят, чтобы троллейбусы в краевом центре сохранились, значит, регион будет изыскивать средства, - заверил председатель думского комитета по промышленности, энергетике, строительству и ЖКХ Игорь Андрющенко. – Но мы должны понимать, на что идут эти деньги. Должна быть программа развития предприятия, чтобы оно само могло в дальнейшем сокращать убытки. Я предлагаю создать рабочую группу и составить план, в том числе по борьбе с нелегальными маршрутчиками, которые отбирают у троллейбусников существенную часть пассажиропотока».

Как устранить конкурентов?

Троллейбусное предприятие и само пытается повышать доходы и оптимизировать расходы. Выполняет заказы по перевозке школьников и гостей на свадьбах. Пересматривает маршруты и графики работы. С 1 июня ввело безлимитный проездной билет за 150 рублей на рабочие дни. Но коренным образом изменить ситуацию можно, только увеличив количество пассажиров.

«Наша проблема - в коммерческом транспорте, который полулегально возит пассажиров. 6 апреля был рейд ГИБДД, и маршрутки не вышли на линии. Наша выручка за два часа в этот день подскочила вдвое», - сообщил Александр Корниенко.

Кстати
Троллейбусный парк занимает почти пять гектаров земли в центре города, что подпитывает слухи о том, что предприятие банкротят специально. Новый российский троллейбус стоит от 7 до 15 млн рублей, а капитальный ремонт - от 4 до 6 миллионов рублей, поэтому их проще списывать, чем модернизировать.

Депутаты вспомнили опыт Москвы и Казани, где в центре города ходит только общественный транспорт большой вместимости. В некоторых городах для муниципальных автобусов и троллейбусов выделяют специальные маршруты, по которым остальные перевозчики не ездят. В Ставрополе же на один троллейбус приходится около 30 маршруток. Причём часть из них городские власти не нанимали. Маршрутов №88 и №41 вообще нет в городской схеме пассажирских перевозок. По словам замначальника управления Ространснадзора по СКФО Валерия Изосимова, микроавтобусы СПАТП №1 маскируются под заказные, но фактически работают как общественный транспорт.  За полтора года на перевозчика наложено 17,5 млн рублей штрафов.

В свою очередь, замгендиректора СПАТП №1 Наталья Григорян заявила журналистам, что власти города «по формальным причинам» отстранили предприятие от пассажирских перевозок после отказа давать откат за участие в государственной программе по закупке газомоторной техники.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах