Аргументы и Факты
stav.aif.ru
16+
Ставрополь
Аргументы и Факты
stav.aif.ru
16+
Ставрополь
Примерное время чтения: 6 минут
2283

Поедут лесом? ​Что мешает проложить новую объездную дорогу в Ставрополе

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 36. Пытка платёжками 03/09/2025
В будний день через перекрёсток проходит много людей.
В будний день через перекрёсток проходит много людей. / Мария Перфилова / АиФ

Общественники Ставрополья снова подняли вопрос строительства скандально нашумевшей в 2021 году объездной дороги «Западный обход» в краевой столице. Эта трасса должна была разгрузить перекрёсток улицы Ленина и проспекта Кулакова, однако для её прокладки нужно было вырубить часть заказника «Русский лес». Это противоречило законодательству и возмутило экоактивистов, поэтому проект остался на уровне обсуждений.

Нужно разгрузить север

«Про эту трассу в Ставрополе говорят уже четвёртый год, но дальше разговоров дело пока не сдвинулось. Как только на место, где может пройти трасса, приходят специалисты, начинают обследовать и фотографировать территорию, в прокуратуру поступают анонимные жалобы от экологов», — рассказал эксперт «Народного фронта» в Ставропольском крае Алексей Гридин.

В результате, по его словам, уже на этапе согласования проекта правительство и министерство дорожного хозяйства и транспорта сталкиваются с требованием надзорного ведомства не проводить работы.

Между тем, пока экоактивистов возмущает ещё даже не существующая трасса, жители Ставрополя массово жалуются общественникам на огромные пробки в Промышленном районе города, в том числе на проспекте Кулакова. Эту проблему, говорит заместитель миндора Ставрополья Денис Янаков, не решает даже расширение дорог.

«Интенсивность движения по проспекту Кулакова составляет около 50 тысяч машин в сутки. Это связано с трудовой миграцией жителей Ставрополя и Михайловска. Поэтому, чтобы разгрузить центр и «Северный обход», через которую в сторону Ростовской области также проходит весь транзитный транспорт, нужна ещё одна объездная дорога, — объяснил он.

Предполагалось, что для строительства 16-километровой объездной дороги, которая должна пройти от сквера Героев России до торгового центра «Лента» у Михайловска, придётся вырубить около 50 гектаров деревьев. Взамен власти пообещали высадить в пять раз больше зелёных насаждений.

Ещё в 2021 году губернатор Ставрополья Владимир Владимиров устроил в своих соцсетях голосование и предложил землякам самим решить, быть объездной дороге или нет. Против этой идеи высказались 55% респондентов.

Жители предложили закольцевать город.
Кольцевая дорога должна обогнуть Русский лес. Фото: АиФ

Общественники стали предлагать альтернативный вариант — проложить трассу через хутора на западе от Ставрополя. По такому проекту можно не вырубать деревья и удлинить дорогу до 35 километров, но придётся потратить 25–30% краевого бюджета.

Тоннель или эстакада

Чтобы минимизировать вырубку леса, сейчас власти Ставрополья рассматривают разные варианты прохождения трассы, которые согласовываются с Минприроды России. Однако любое строительство в природном заказнике противоречит федеральному и краевому законодательству, что не даёт разрабатывать проектно-сметную документацию, которая должна пройти государственную и экологическую экспертизу.

Руководитель общественного движения «Живой лес» Сергей Корнев считает, что объездная дорога не только поделит лес на части, но и может уничтожить целые экосистемы.

«Токсины, которые будут смывать с трассы дожди, попадут в реки, отравят почву и поля. Шум дорог заставит животных бежать с привычного места обитания, а птицам придётся строить свои укрытия за несколько километров от нашего нового «индустриального канала для проезда», — утверждает общественник.

Площадь леса, покрытая растительностью, составляет 6743 гектаров.
Площадь леса, покрытая растительностью, составляет 6743 гектаров. Фото: пресс-служба Минприроды СК

Вместо трассы, по мнению экозащитников, следует прорыть тоннель или построить эстакаду. Однако в первом случае объект получится слишком дорогим и вряд ли будет реализован, а во втором — потребует ежегодного обслуживания из-за вибраций и других сложностей конструкции.

В случае, если для строительства дороги всё-таки придётся рубить деревья, Корнев предлагает в качестве компенсации высадить более 150 гектаров деревьев за Русским лесом и поливать их в засушливые сезоны, а также обустроить мосты для животных и очистные сооружения.

По словам Корнева, один из вариантов решения проблемы загруженности на дорогах — это внедрение адаптивного светофорного регулирования, создание выделенных полос для общественного транспорта и развитие перехватывающих парковок. По мнению эксперта «Народного фронта», стоит внести изменения в краевое законодательство по изменению границ или степени обременения природоохранной территории.

КОММЕНТАРИЙ

Урбанист Андрей Черняков:

— Объездная дорога может разгрузить перекрёсток Ленина и Кулакова, однако эффект от неё будет временным, потому что автомобилизация и количество населения в городе растёт. Если строить дорогу в обход Русского леса, например, вдоль Сенгилеевского водохранилища, то многим будет казаться, что быстрее ехать через город.

В Ставрополе необходимо развивать общественный транспорт, поскольку есть проблемы в планировании. Возможно, строительство объездной дороги необходимо, но нужно грамотно считать, моделировать, и тогда уже будет понятно, оправданно это или нет.

СПРАВКА

Государственный природный заказник краевого значения «Русский лес» расположен в Шпаковском районе Ставрополья. Его общая площадь составляет 8338,99 гектара.

В лесу насчитывается 14 типов древесно-кустарниковой растительности, а также сохранился природный травостой, включающий редкие виды. Животный мир состоит из насекомых, птиц, занесённых в Красную книгу России, и млекопитающих. Кроме того, в заказнике находятся такие памятники природы, как «Курган Лохматый» и Травертиновый источник в «Русской лесной даче».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах