Общественники Ставрополья снова подняли вопрос строительства скандально нашумевшей в 2021 году объездной дороги «Западный обход» в краевой столице. Эта трасса должна была разгрузить перекрёсток улицы Ленина и проспекта Кулакова, однако для её прокладки нужно было вырубить часть заказника «Русский лес». Это противоречило законодательству и возмутило экоактивистов, поэтому проект остался на уровне обсуждений.
Нужно разгрузить север
«Про эту трассу в Ставрополе говорят уже четвёртый год, но дальше разговоров дело пока не сдвинулось. Как только на место, где может пройти трасса, приходят специалисты, начинают обследовать и фотографировать территорию, в прокуратуру поступают анонимные жалобы от экологов», — рассказал эксперт «Народного фронта» в Ставропольском крае Алексей Гридин.
В результате, по его словам, уже на этапе согласования проекта правительство и министерство дорожного хозяйства и транспорта сталкиваются с требованием надзорного ведомства не проводить работы.
Между тем, пока экоактивистов возмущает ещё даже не существующая трасса, жители Ставрополя массово жалуются общественникам на огромные пробки в Промышленном районе города, в том числе на проспекте Кулакова. Эту проблему, говорит заместитель миндора Ставрополья Денис Янаков, не решает даже расширение дорог.
«Интенсивность движения по проспекту Кулакова составляет около 50 тысяч машин в сутки. Это связано с трудовой миграцией жителей Ставрополя и Михайловска. Поэтому, чтобы разгрузить центр и «Северный обход», через которую в сторону Ростовской области также проходит весь транзитный транспорт, нужна ещё одна объездная дорога, — объяснил он.
Предполагалось, что для строительства 16-километровой объездной дороги, которая должна пройти от сквера Героев России до торгового центра «Лента» у Михайловска, придётся вырубить около 50 гектаров деревьев. Взамен власти пообещали высадить в пять раз больше зелёных насаждений.
Ещё в 2021 году губернатор Ставрополья Владимир Владимиров устроил в своих соцсетях голосование и предложил землякам самим решить, быть объездной дороге или нет. Против этой идеи высказались 55% респондентов.

Общественники стали предлагать альтернативный вариант — проложить трассу через хутора на западе от Ставрополя. По такому проекту можно не вырубать деревья и удлинить дорогу до 35 километров, но придётся потратить 25–30% краевого бюджета.
Тоннель или эстакада
Чтобы минимизировать вырубку леса, сейчас власти Ставрополья рассматривают разные варианты прохождения трассы, которые согласовываются с Минприроды России. Однако любое строительство в природном заказнике противоречит федеральному и краевому законодательству, что не даёт разрабатывать проектно-сметную документацию, которая должна пройти государственную и экологическую экспертизу.
Руководитель общественного движения «Живой лес» Сергей Корнев считает, что объездная дорога не только поделит лес на части, но и может уничтожить целые экосистемы.
«Токсины, которые будут смывать с трассы дожди, попадут в реки, отравят почву и поля. Шум дорог заставит животных бежать с привычного места обитания, а птицам придётся строить свои укрытия за несколько километров от нашего нового «индустриального канала для проезда», — утверждает общественник.

Вместо трассы, по мнению экозащитников, следует прорыть тоннель или построить эстакаду. Однако в первом случае объект получится слишком дорогим и вряд ли будет реализован, а во втором — потребует ежегодного обслуживания из-за вибраций и других сложностей конструкции.
В случае, если для строительства дороги всё-таки придётся рубить деревья, Корнев предлагает в качестве компенсации высадить более 150 гектаров деревьев за Русским лесом и поливать их в засушливые сезоны, а также обустроить мосты для животных и очистные сооружения.
По словам Корнева, один из вариантов решения проблемы загруженности на дорогах — это внедрение адаптивного светофорного регулирования, создание выделенных полос для общественного транспорта и развитие перехватывающих парковок. По мнению эксперта «Народного фронта», стоит внести изменения в краевое законодательство по изменению границ или степени обременения природоохранной территории.
КОММЕНТАРИЙ
Урбанист Андрей Черняков:
— Объездная дорога может разгрузить перекрёсток Ленина и Кулакова, однако эффект от неё будет временным, потому что автомобилизация и количество населения в городе растёт. Если строить дорогу в обход Русского леса, например, вдоль Сенгилеевского водохранилища, то многим будет казаться, что быстрее ехать через город.
В Ставрополе необходимо развивать общественный транспорт, поскольку есть проблемы в планировании. Возможно, строительство объездной дороги необходимо, но нужно грамотно считать, моделировать, и тогда уже будет понятно, оправданно это или нет.
СПРАВКА
Государственный природный заказник краевого значения «Русский лес» расположен в Шпаковском районе Ставрополья. Его общая площадь составляет 8338,99 гектара.
В лесу насчитывается 14 типов древесно-кустарниковой растительности, а также сохранился природный травостой, включающий редкие виды. Животный мир состоит из насекомых, птиц, занесённых в Красную книгу России, и млекопитающих. Кроме того, в заказнике находятся такие памятники природы, как «Курган Лохматый» и Травертиновый источник в «Русской лесной даче».
Платят бандитам? Как водители пытаются объехать пробки на Верхнем Ларсе
В гости к Уастырджи. В Осетии обновляют дорогу к турбазам и альплагерям
Потрясающий путь. Когда заасфальтируют сельские дороги на Ставрополье?
Не все дороги сразу. Ставропольский министр рассказал о плане ремонта