Первая прямая линия губернатора Ставрополья Владимира Владимирова после избрания на новый срок прошла 17 сентября, там обсудили и комплексный ремонт местных дорог. Сельские жители края со страхом ждут осенней слякоти. В это время дороги становятся месивом из грязи, камней и жидкости, по которой приходится хлюпать, чтобы добраться до магазина, больницы или школы. На машине после дождя можно увязнуть в колее. Когда же грунтовые дороги застелют асфальтом?
Такси туда не едет
Улица Ганшина в селе Ольгино Степновского округа ведёт к школе, детскому садику и магазину, но асфальтирована она не вся. В прошлом году ровное покрытие сделали на участке в 236 метров, а в этом году идут работы на отрезке почти в два раза больше - 400 метров. Таким прогрессом селяне обязаны ветерану СВО Александру, который похлопотал перед губернатором края Владимиром Владимировым о дороге в селе, где живут его родители.
С первым лицом региона он познакомился, когда участвовал в Кубке защитников Отечества. Улицу внесли в программу «Развитие транспортной системы», выделили более 2,2 млн рублей, и рабочие приступили к делу.
«С главой округа Сергеем Викторовичем Лобановым съездили на место, - сообщил Владимир Владимиров. - Договорились, что до 1 ноября муниципалитет положит здесь асфальт. Профинансируем работы за счёт дорожного фонда края. В этом году мы направляем его большую часть именно на ремонт местных дорог. Проверю лично, как сработала администрация».
Комментируя дорожные работы, ставропольцы иронизируют, мол, а если бы не было ветерана? Другие жалуются, что до них асфальт всё ещё не дошёл.
По словам жителя села Степного Семёна, на улице Советской уже три года как не могут пустить грейдер, чтобы выровнять грунтовую дорогу, и туда даже такси отказываются ехать. Глава округа обещал сделать всё в третьем квартале, но он уже подходит к концу, а улица не тронута.
«Мы живём 18 лет в селе Спицевка Грачёвского округа. На улице Калинина - глина сплошная, никогда асфальта не было. Приезжают, булыжников накидают, но грязи становится только больше», - рассказала местная жительница Анастасия.
«В селе Владимировка Левокумского округа по улицам, как по стиральной доске, едешь», - поддерживают возмущение в другом населённом пункте.
Чиновников лишили отписки
В целом на Ставрополье за последние 10 лет отремонтировали больше 3500 из 15000 км местных дорог. Но на центральных улицах городов асфальт перестилают едва ли не ежегодно, а в сёлах люди продолжают трястись по гравийкам.
В этом году впервые половину средств, выделенных на ремонт из дорожного фонда края, пустили именно на сельские дороги, успокаивают в миндоре края.
«В 2023 году сделали более 500 километров местных дорог, а в этом планируем отремонтировать больше 600 км, для этого предусмотрены субсидии по проекту «Развитие транспортной системы», - сообщили в ведомстве.
Осталось только проконтролировать, все ли средства будут потрачены эффективно, считает эксперт общественной организации «Народный фронт» в Ставропольском крае Алексей Гридин.
«В 2024 Дорожный фонд Ставрополья составил 14 млрд рублей. Столько средств никогда не выделялось на дороги, тем более половина пойдёт в сёла. Если раньше главы говорили, что у них нет денег, то теперь уже это не может быть отговоркой. По итогу года посмотрим, кто как освоил эти средства, сколько дорог сделали», - говорит Алексей Гридин.
В кадастре не значатся
Проблема в том, поясняет он, что главы малых населенных пунктов, как правило, несвоевременно ставят на баланс уличную дорожную сеть или вообще этого не делают. На хуторах могут быть пути, которых нет в госреестре. Для того, чтобы разработать проектно-сметную документацию, глава должен сначала эту дорогу поставить на кадастровый учёт, взять её в муниципальную собственность, и после этого провести строительно-техническую экспертизу.
«Обращений в нашу организацию из сельских поселений много. Мы понимаем, что эти дороги в принципе никогда не асфальтировали, люди всю жизнь ездили по грунтовым улицам. Сейчас же работают над тем, чтобы местные главы как можно больше брали себе в собственность бесхозяйных дорог для дальнейшего ремонта. Пока этого не сделают, власти физически не могут вложить туда бюджетные средства», - объяснил эксперт ОНФ.
Он добавил, что процесс продвигается медленно, но раньше этим десятилетиями никто не занимался.
Помимо улиц, много и межпоселковых дорог в плохом состоянии, их ремонтом тоже нужно заниматься, чтобы машины экстренных служб смогли вовремя добираться в маленькие сёла.
КАК У СОСЕДЕЙ?
В Ингушетии до конца года планируют привести в нормативное состояние 70 км дорог. Сейчас по программе комплексного развития сельских территорий идёт реконструкция трассы «Сунжа - Горагорск - Малгобек», которая соединяет небольшие населённые пункты республики, но при этом на ней очень интенсивное движение.
«Улучшение дорожной инфраструктуры в сёлах даёт доступ к качественным медицинским услугам, образованию, работе. Кроме того, хорошие дороги в сёлах способствуют улучшению экономического развития региона в целом», – говорит министр автомобильных дорог республики Батыр Хаматханов.
В Кабардино-Балкарии по проекту «Комплексное развитие сельских территорий» на новый асфальт выделили почти 89 млн рублей. Идёт реконструкция подъезда к животноводческому комплексу в селе Кахун Урванского района и укладка современного дорожного покрытия на грунтовой части дороги в селе Псыхурей Баксанского района.