Примерное время чтения: 5 минут
4100

«Самые несчастные мусульмане». Почему неофиты выбирают радикальный ислам

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-СК №31 01/08/2018
Неофитов из мечетей, конечно, не выгоняют. Однако относятся к ним с недоверием: люди, которые не имеют представления о традициях, могут быть источником больших проблем.
Неофитов из мечетей, конечно, не выгоняют. Однако относятся к ним с недоверием: люди, которые не имеют представления о традициях, могут быть источником больших проблем. / Марина Тимченко / АиФ

Неофиты очень часто попадают в сети экстремистов и становятся для них пушечным мясом в войнах с «неверными». STAV.AIF.RU побеседовал о проблеме с историком, советником муфтия Ставропольского края Магомедом Магомедовым.

«Брось родителей, поехали с нами!»

Марина Тимченко, «АиФ-СК»: Как люди приходят в ислам? И почему неофиты чаще всего радикализируются?

Магомед Магомедов: Потому что обычный мусульманин быстро становится неинтересен неофиту. Однако он может дать только базовые знания, и всё. А тому хочется большего. Ведь, как правило, это молодёжь с присущим ей максимализмом. 

Начинает искать себе новый круг общения, исходя из своих новых интересов. А самые активные и агрессивные – это именно радикалы. Они и сами верят в свои идеи, и неофита ими заражают. 

– Чем радикалы цепляют молодёжь?

– Они цепляют человека эмоционально, раз за разом. Убеждают его, что ему будет лучше, если он к ним присоединится. Эксплуатируют идею халифата.  Давят на максимализм молодежи. Говорят, если ты принял ислам, значит, должен признавать только ислам и вокруг тебя должны быть мусульмане. Если не хочешь никуда ехать, создавай вокруг себя исламское государство. Не принимай тех, кто на тебя не похож. Если родители не мусульмане – а у неофитов так часто бывает, – оставь их. Пытаются всячески отдалить молодого парня или девушку от семьи.

Попадая к радикалам, они вообще перестают думать самостоятельно, становятся зависимыми от других. Эти особенности вербовщикам хорошо известны. Там прекрасные психологи работают, и им неплохо за это платят.

Особый путь – особые привилегии?

– Но ведь не все неофиты становятся радикалами?

– В традиционном исламе остаются, как правило, люди, которые достаточно долго шли к этому, делали свой выбор осознанно, не под влиянием сиюминутных эмоций.

Кто-то серьёзно занимается религиозной деятельностью, а кто-то принял ислам, но не стал в него вообще углубляться. Часто такое случается с девушками, которые принимают новую веру из-за замужества. Исламское духовенство считает, что давить на человека не нужно, принуждения быть не должно. Принявшая мусульманство может ничего не менять в своей жизни. 

– А каковы основные отличия традиционного ислама от радикального?

– Направлений в мусульманстве больше, чем в христианстве. Но представители традиционных форм сумели объединиться на каких-то общих идеологических основах.

Радикалы, как и традиционалисты, признают Коран, сунны, хадисы. Но не признают решений исламских общин. Так называемое сравнение по аналогии используют так, как им выгодно. К примеру, нередко террористы оказывались наркоманами, и они легко находили оправдание себе, дескать, если ты на особом пути, тебе надо успокоиться и расслабиться. Ради джихада. Его они, кстати, трактуют исключительно как военное действие. А в традиционном исламе джихад – это борьба со своими негативными мыслями, борьба с собой.

Радикалы цитируют Коран и пытаются воспринимать его дословно. Но это книга, скорее, идеологическая, состоит из наставлений.

– Что такое, с точки зрения традиционного ислама, халифат?

– Исторически это было чисто территориальное  образование, в котором жили и христиане, и мусульмане. Не нужно бороться за халифат, он даётся Всевышним.

Живя в какой-то стране, мусульманин должен соблюдать законы, которые там действуют, а не пытаться с оружием в руках создавать халифат, навязывая всем свои представления о том, что правильно, а что нет.

Удобная мишень для злоумышленников

– Как традиционные мусульмане воспринимают неофитов?

– Неофиты – самые бедные, самые несчастные мусульмане. К ним негативно относятся, их боятся, в том числе и сами мусульмане. Ведь те, кто родился и вырос в мусульманской среде, связаны ещё и с традициями, а неофит – нет.

– Считается, что сейчас влияние экстремистов ослабло. Так ли это? И с чем вы это связываете?

– С полной дискредитацией радикализма. С разгромом террористов в Сирии.

Вывод об ослаблении радикалов можно сделать по ослаблению агитации. В частности, не появляются новые формы вербовки  и пропаганды.

Кстати
О русских мусульманах как о явлении впервые заговорили после окончания войны в Афганистане. Некоторые наши солдаты, побывавшие в плену у противника, вынуждены были принять ислам и вернулись на родину уже мусульманами. Но всплеск исламского неофитства пришёлся на постсоветские годы. Сегодня численность русских, желающих принять ислам, стабилизировалась, число неофитов не растёт. Мода на бороды и хиджабы пошла на спад.

Так как радикалы всегда самые активные, раньше на просторах Интернета их было очень много. Это было заметно по информационным вбросам и многочисленным эмоциональным комментариям в социальных сетях.

Кроме того, я продолжаю работать с молодёжью и по их вопросам (точнее, их отсутствию) о взаимодействии с радикалами могу судить, что проблема теряет свою остроту. 

– Зато в местах отбывания наказания экстремистские идеи процветают.

– Радикальный ислам в наибольшей степени сейчас загнан именно туда, в тюрьмы. Подпитка очень большая. И вербовка идёт активная. Человек, который оказался в тяжёлой ситуации, а там жизнь очень нелёгкая, присоединяется к сообществу радикалов, чтобы выжить. На зоне свои законы, а у мусульман община сплочённая.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах