Примерное время чтения: 7 минут
209

Ловцы душ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 19/03/2008

Нашим сознанием постоянно пытаются манипулировать, и это ни для кого уже не секрет. С телевизионных экранов, с многочисленных щитов на городских улицах на нас обрушивается реклама. В двери офисов постоянно стучатся улыбчивые коммивояжеры со всяким барахлом. В новостях - нескончаемый поток добрых дел очередного лидера нации. Все это раздражает, но действует. Поэтому различные тренинги повышения эффективности продаж и тому подобные семинары стали неотъемлемым атрибутом времени. Основа их всех - новейшие психотехнологии, воздействующие на человеческое сознание и подсознание.

Особо гуманными по отношению к личности такие технологии назвать нельзя, но то, как используют их определенные группы людей, и вовсе бесчеловечно. Официально эти группы принято объединять под довольно невинным понятием "религиозные организации", чаще их называют тоталитарными сектами или просто сектами. А в Америке их определяют как деструктивные культы, что, пожалуй, наиболее точно выражает их сущность.

Свобода - это то, что у тебя внутри

У любой секты, а точнее, у ее лидера (или лидеров) всегда есть вполне определенная цель. Это может быть власть над людьми, разведывательная деятельность на иностранное государство или деньги. Соответственно, от новообращенных членов секты в обмен на символический религиозный статус, на чувство, позволяющее возвыситься над бренным миром, требуется делать все во имя этой цели. Чаще всего, как это ни банально, приносить деньги. К примеру, в виде взносов или пожертвований на самые различные цели. Куда идут эти средства, никто не знает, но жертвовать их обязательно, иначе тебя ждет исключение из организации. А для многих подсевших на иглу веры это равносильно смерти или даже хуже ее. Таким образом, вся жизнь и работа человека становятся подчинены этой религиозной организации.

- Свобода - это главное отличие церкви от любой секты, - говорит протоиерей Игорь Подоситников, преподаватель сектоведения Ставропольской духовной семинарии. - В церкви человек может судить иначе, чем лидер. Церковь не повесит на него ярлык отступника и не осудит за это. В секте это невозможно.

По его словам, одна из причин, по которой люди предпочитают церкви именно секты, - религиозная безграмотность. И помочь преодолеть это может только религиозное образование, которое не даст различным суррогатам заполнять существующий сегодня духовный вакуум. Речь не о навязывании каких-то ценностей, а о способности отличать истинное от ложного. Христианство от иеговизма, ислам от ваххабизма.

Однако все не так просто. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев в секту не приходят добровольно, желая обрести веру или познать что-то новое. Чаще всего люди и не замечают, как оказываются в нее втянуты.

"Мы хотим рассказать вам о Боге"

Наверняка многим приходилось слышать подобные фразы, открыв дверь своей квартиры и обнаружив на пороге пару очень милых и вежливых молодых людей. Для таких крупных организаций, как, скажем, "Свидетели Иеговы", это, наряду с раздачей красочных журналов на улицах, довольно распространенный способ вербовать себе новых сторонников. Эффективность у него небольшая, но, что называется, "своего клиента" проповедники распознают безошибочно.

Впрочем, гораздо опаснее попасть на их собрания, коих всегда проходит превеликое множество. Заявляются они всегда самым невинным образом. Как вечера поэзии, духовной музыки или живописи, как компьютерные курсы или бесплатные уроки иностранных языков. И люди, веря объявлениям и не подозревая ничего дурного, приходят по указанным адресам, где за них берутся настоящие мастера промывания мозгов.

Сначала все выглядит как ненавязчивая беседа, в которой только профессионал может усмотреть элементы мощного психологического воздействия. Главная его цель - отключить у человека рациональное мышление. При этом используются давно обкатанные технологии нейролингвистического программирования. Не раскрывая сразу все учение, человека постепенно доводят до такого состояния, когда он уже не способен что-то критически воспринимать. А потом ему можно говорить все что угодно. Жутко, но человек действительно становится подобным зомби. Очень обаятельным и милым, на первый взгляд, но уже потерянным для общества.

Показателен в этой связи пример вербовки - довольно распространенный ранее у последователей секты Мун. Мунисты приходили в вузы в дни, когда после вступительных экзаменов там вывешивались списки о зачислении. Представьте такую картину: стоит в холле девушка, которая приехала поступать в институт из села и не поступила. Рядом нет никого из близких, она одна, и у нее нервный срыв. К ней подходят несколько приятных молодых людей.

- Ты знаешь, сестра, мы тоже поступали и не поступили. Но это не самое главное в жизни. Пойдем с нами, мы сейчас будем пить чай, играть на гитаре. Ничего страшного не случилось, на следующий год мы будем вместе поступать.

Она идет с ними, а на следующий год они уже вместе приходят затягивать в секту новых людей.

В ожидании Армагеддона

У кого-то может сложиться мнение, что я сгущаю краски. Мол, люди нашли свой путь, и это лучше, чем абсолютное безверие и полное отсутствие нравственности. Но это далеко не так. У Антона Скрынникова, руководителя Ставропольского информационно-консультативного центра по вопросам тоталитарных сект, за долгие годы работы накопилось немало примеров, которые наглядно показывают степень опасности сект для общества.

Так, в центр обратилась женщина, у которой дочь уже порядка 10 лет состоит в "Свидетелях Иеговы". Она нигде не работает, посвящает все свое время служению культу и периодически избивает мать, требуя денег. А однажды дочь поставила матери условие, что если та через три дня не принесет определенную сумму денег, она сожжет ее вместе с квартирой.

Другой пример. Девушка вышла замуж, попала в семью сектантов и, естественно, под их влияние. У нее родился ребенок, но это никак не изменило сложившегося течения ее жизни. Процесс цементирования веры путем собраний и распространения ее с помощью журнальчиков и не предусматривал отвлечения на такие бренные вещи, как уход за ребенком. Тот стал сильно болеть, но на все упреки молодая мать невозмутимо отвечала, мол, пусть умирает, скоро Армагеддон - мы все умрем.

Тема скорого и неминуемого "конца света" создает благоприятную почву для самоубийств в среде подростков, которые предпочитают вечное блаженство трудностям переходного возраста. Молодые люди отказываются идти в армию, мотивируя это тем, что они не признают государства, в котором живут, и, соответственно, не собираются ему служить. Пациенты угрожают врачам судебным преследованием, когда те собираются оказать им неотложную помощь.

Есть ли выход?

Самое интересное, что запретить подобные религиозные организации, согласно действующему законодательству, нельзя. Более того, сегодня любой желающий может без особых проблем зарегистрировать свою религиозную организацию и делать бизнес, при этом калечатся человеческие судьбы. И никто не будет иметь никаких претензий. Главное - вовремя сдавать необходимую отчетность.

Причем даже в случаях явных нарушений прав людей правоохранительные органы стараются не вмешиваться. Иметь дело с сектантами очень утомительно, да и к тому же, в большинстве случаев, бесперспективно.

В любом случае, формальные методы борьбы против "торговцев счастьем" практически не действуют. Единственный реальный способ минимизировать пагубное воздействие сомнительных религиозных организаций на нас и наших близких, как ни банально это прозвучит, - сильное гражданское общество. Когда налажен откровенный диалог между ним и государством. Когда от общественного мнения зависит многое, если не все, когда в жизни людей нет места равнодушию по отношению к окружающим. Возможно, когда-нибудь наступят и такие времена.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах