Наверняка хоть раз в жизни каждому из вас приходилось следить за развитием банального сюжета боевика, когда террористы берут в заложники большую группу людей. Как правило, в определенный момент самый харизматичный и, безусловно, самый отъявленный из злоумышленников громогласно произносит:
- Будете вести себя тихо и выполнять все приказы – останетесь живы. Будете дергаться - умрете.
Обычно голос террориста звучит очень убедительно, особенно подкрепленный веским аргументом готового к применению оружия. Заложники, естественно, ему повинуются, сбиваются в кучу, сидят тихо и каждый думает только о том, как он не хочет умирать. Инстинкт самосохранения становится доминирующим.
Разум, если бы он работал в такие моменты, мог бы подсказать, что с немалой долей вероятности все в любом случае умрут. Или, например, что террористы прикрываясь жизнями нескольких людей, добиваются воплощения плана, который, в конечном счете, может привести к гибели сотен, тысяч или даже миллионов.
Но, собственно, на то и расчет террористов, что разум в таких случаях молчит. И заложникам проще верить ему, чем предпринимать какие-то действия.
И если это голливудский фильм, то брутальный герой при поддержке спецназа скорее всего спасет заложников и остановит террористов. В жизни все куда печальнее. Да, террористы не всегда берут верх, но заложники чаще всего погибают.
Параллели с современной Россией напрашиваются сами собой. Будете сидеть тихо – будете жить. Попытаетесь все вместе что-то изменить – кошмар и хаос накроет страну так, что достанется и вашим внукам. Проще верить в это, чем брать на себя ответственность действия. А тем, кто все-таки не верит - новый закон о митингах.
Разговор о том, что в Европе законодательство о митингах куда жестче в лучшем случае лукавство, в худшем – чистой воды издевательство.
Ведь не в самом законе, как таковом, а в его правоприменении. Другими словами, в государстве где неукоснительно соблюдается буква и дух закона, даже самое жесткое законодательство может быть оправдано, так как оно служит интересам общества. Но это, похоже, не про нас.
Знакомо имя Сергея Мохнаткина? Человек шел по улице и просто заступился за женщину – участницу митинга, которую избивал милиционер. В итоге – больше двух лет за решеткой. Что говорить о сотнях, тысячах других случаев, когда закон становился лишь удобным инструментом: для отъема денег и бизнеса, давления на людей или просто выполнения статистических показателей.
Мне интересно было бы спросить тех, кто ратует за ужесточение законов во имя так называемой стабильности: а вы уверены, что самый гуманный на свете суд будет на вашей стороне, когда вы, ничего по сути не нарушая, дадите формальный повод завести на вас дело?
К примеру, поссорившись с сыном депутата, а потом не уведомив муниципальные власти о пикнике по случаю своего дня рождения…
В общем-то, можно надеяться, что подобное не случиться ни с тобой ни с твоими родственниками. Можно даже забыть про такие понятия как честь, искренность, чувство собственного достоинства, свобода самовыражения. Если ставить перед собой не высокую цель – оставаться человеком, а более приземленную – выжить.
Будучи заложником живым можно оставаться бесконечно долго. Только это жизнь с довольно ограниченным набором функций: верить, бояться, просить.