Более четверти века мастерица создаёт красоту из птичьих перьев. Работы Елены Кулебы из Пятигорска – бабочки, цветы и птицы, женские украшения, головные уборы и платья, украшенные перьями. Технологию, да и сам вид творчества умелица придумала сама.
Древний уклад
Охотой предки издревле добывали себе пропитание. И не могли не обратить внимание на удивительное оперение птиц. Использовали пух и перья не только в подушках, но и в украшениях и оберегах.
Лена на перья заглядывалась – какую красоту создала природа! На одних что полоски нарисованы, на других – точки-тире. Где оранжевый перебор, где нежная серая тень. Выбросить рука не поднималась. Собирала пёрышки, раскладывала по коробкам и ящичкам. Они словно ждали своего часа заветного.
Первый цветок
Уже студенткой Елена перенесла после операции клиническую смерть. Учёбу пришлось на время оставить. Времени было вдоволь, и будущая мастерица вспомнила о пёрышках. Перебирала пёстрые запасы, тут и сложились несколько перьев в цветок – подсказали сами, что с ними делать. И постепенно, перышко к перышку, Лена стала создавать уникальные фигурки – птичек, цветы и целые букеты. «Я видела прежде панно из перьев, но там совершенно иная технология. На основу из ветоши или прессованной ваты наклеено перо, картинка – плоская аппликация. а мои работы объёмные. И состоят только из пера. Оно упругое, крепкое. Даже веточек не использую – высохнут, сломаются. А проволока – тяжёлая, неживая».
За первые 5 лет творчества собралось работ для целой экспозиции. Разглядела мастерицу Инна Михайловна Котова, руководившая тогда выставочным залом в Кисловодске. Вслед за курортным вернисажем выставки следовали одна за другой – работы восхищали и притягивали своей самобытностью и необычностью. Елена совершенствовала свою авторскую технологию, придумывала новые приёмы, училась сама и учила – мастер-классы собирают немало желающих. Сегодня букеты от Кулебы – яркое соцветие, выросшее из того первого скромного цветочка. Недавно на выставке в Сочи одна из зрительниц не поверила, что букеты сделаны своими руками, руками ставропольской мастерицы.
«Птичье перо – мощный оберег. Их делали издревле, но обязательно из живого пера, оброненного птицей, – говорит Елена. – Когда птица линяет, сбрасывает оперенье, собираю в лесу пёрышки и делаю обереги. Перья приносят и друзья отца – охотники. Знакомые, что держат страусов и павлинов. Однажды достались мне перья афганского фазана – до чего хороши, ярко-красные, огненные просто. Перья мою только в холодной воде, обязательно обрабатываю против моли, она до пёрышек жадная, похлеще шуб их ест. На одну работу, бывает, месяц уходит, а то и два. Если небольшая – могу за несколько дней управиться».
Творчество у Кулебы кропотливое – на одну работу требуется от 500 до 800 перьев. Каждое нужно подготовить, обрезать, приладить. Фантазии ей не занимать – она и название своему делу придумала сама. Принимали в Союз дизайнеров, так возник вопрос – как же называется это направление? Так и появился плюмаж-дизайн. Название - от французского, а родина уникальной технологии – Кавминводы.
В русской традиции
Ныне Елена и вечерние наряды шьёт, и головные уборы красоты невиданной. Всё – в перьях. А демонстрирует их дочь Влада, тоже рукодельница знатная. Бисером вышивает, придумывает свои решения творческих задач.
Изучает историю народного костюма. «В русской традиции перья использовали на поясах и в серьгах, пёрышки подвешивали на очелье. Из гусиного пуха делали пушки – такие шарики-бубенчики, украшавшие виски. Это южно-русская традиция. Перья сойки цепляли на кику – был такой головной убор.
Вместе с мамой Влада мастерит и обереги – особенно популярен сейчас «Ловец снов». В нём сочетаются вышивка и перо, как говорят мастерицы, «потерянное птицей». Древнее славянское таинство не утрачено – возрождается в семейном творчестве.