Примерное время чтения: 6 минут
2606

«Неисправимых не бывает». Ставрополец о секретах воспитания трудных детей

АиФ-СК №50 14/12/2016
Степан Любенко / Из личного архива

Награду Степан Любенко получил на днях вместе с народным артистом РСФСР Александром Ширвиндтом, олимпийской чемпионкой Ольгой Брусникиной и другими знаменитостями. За этим признанием – спасённые судьбы десятков подростков, на которых другие махнули рукой…

Отучить от криминала

Елена Панкова, «АиФ-СК»: Два года назад вы возглавили школу, которая ещё совсем недавно имела дурную репутацию. Побеги воспитанников прекратились? 

любенко

Степан Любенко: За те два с половиной года, что я возглавляю это учреждение, действительно ни одного побега не было. Сейчас в нашей школе - 21 подросток 12-17 лет. Их направили в учреждение по решениям судов на сроки от полугода до трёх лет. В основном это мальчишки, которые неоднократно совершали правонарушения, не посещали школу. Но поскольку к ним по возрасту нельзя было применить уголовное наказание, их поместили в специальную школу закрытого типа.

– Удивилась, узнав, что только пятеро из них - детдомовцы. Остальные - из неблагополучных и неполных семей?

– Да, как правило, это те, кого растит одна мама. В семьях зачастую злоупотребляют спиртным, нет родительского контроля. Дети предоставлены сами себе, а вокруг сейчас столько соблазнов…

Спасает форма?

– Вашу школу всё чаще называют кадетским корпусом. Как удалось добиться того, что малолетние правонарушители надели военную форму?

Досье
Степан Любенко. Родился в 1974­м в г. Семипалатинске. Потомственный казак и военный. Окончил Новосибирское высшее военное училище МВД России, высшие офицерские военные курсы «Выстрел». Участник боевых действий. Возглавляет ставропольское региональное отделение Общественной организации ветеранов Внутренних войск МВД РФ.
– Пока статус кадетской школы - условный. Надеюсь, на нашей базе удастся открыть первый в России кадетский корпус для детей из социально незащищенных семей или ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию. Ведь, согласитесь, парню из неблагополучной или малообеспеченной семьи трудно попасть в уже существующие кадетские школы и училища. А форму на своих воспитанников надел потому, что только воинский уклад, как показывает практика, позволяет их перевоспитывать и менять мировоззрение.

– Неужели всё, как в армии?

– Очень на неё похоже. В прошлом году мы организовали в школе военно-патриотический клуб «Беркут». Ребята изучают военное дело, занимаются строевой подготовкой, посещают спортивные секции и кружки по интересам. Каждый день обязательный час выделен на чтение художественной литературы. Так что наши кадеты не путают Льва Толстого с Алексеем Толстым.

Режим дня таков, что мальчишки постоянно заняты. И вот результат - у нас 12 воспитанников учатся на четвёрки и пятерки. Есть даже один отличник.

Впервые за последние годы два выпускника будут сдавать ЕГЭ и поступать в педагогический институт. Хотят потом работать в нашей школе.

– А разве раньше не находилось желающих учиться в вузах?

– Увы, нет. Сдавали только государственный выпускной экзамен. Он разрешён в закрытых школах, но, в отличие от ЕГЭ, его результаты не дают возможности поступить в вуз.

– Пока право ношения военной формы получили не все ваши ребята. Значит ли это, что не всех удаётся перевоспитать?

– Неисправимых не бывает! К каждому ребёнку можно найти подход, если этого захотеть. Сейчас только два подростка не носят форму, но они – новички.

Чужие – как свои

– Современные дети зачастую избалованы. Ваш армейский режим не ломает их?

– Не нужно воспринимать слова «армейский режим» буквально. Да, у нас каждое утро начинается с зарядки на свежем воздухе и пробежки на три километра. Но в метель мы ребят никуда не погоним. Да и требование – научиться подтягиваться на турнике не менее 15-ти раз - не для новичков.

– Слышала, что мальчишки называют вас «батей», а многие, отбыв срок, хотят остаться в школе. Некоторые даже обращаются в суд, чтобы продлить срок пребывания в учреждении…

– Да, это так. Уже семерым воспитанникам суд разрешил остаться в нашей школе до совершеннолетия. Ещё четверо ребят намерены обратиться с такой же просьбой. А с теми, кто уже покинул стены нашего учреждения, я связи не прерываю. У всех есть мой номер телефона, в любой момент каждый из них может позвонить или приехать ко мне. Чем могу, тем помогаю.

– У вас двое сыновей и две дочери. Опыт их воспитания помогает в работе с трудными?

– Скажу коротко: различий между родными детьми и воспитанниками не делаю. Они все для меня родные! Я и своих детей тоже воспитываю в строгости.

– У воспитанников колоний и спецшкол зачастую одна большая проблема – они не могут найти себя в «большой» жизни после отбывания срока…

– Стараемся им помогать. Устраиваем их в учебные заведения, по возможности содействуем в трудоустройстве. Главное – нас в этом и во многом другом поддерживают власти. А какими вырастут эти ребята… Сложно сказать. Вот Александр Матросов был трудным подростком, а поступок совершил геройский…

– Власти сокращают число детских домов. А полностью от них можно отказаться?

– Нет, думаю, заменить детские дома приёмными семьями не получится. Поэтому я - за детдома, но семейного типа. Кстати, многие воспитатели и учителя в этих учреждениях трудятся по призванию. Наверное, поэтому в таких спецшколах, как наша, ребят из детских домов - всё меньше.

– Ювенальную юстицию поддерживаете?

– Очень сложный вопрос! Если и принимать закон о ювенальной юстиции, то только после очень тщательного обсуждения.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах