Примерное время чтения: 15 минут
1522

Почему проблемы ставропольского общественного транспорта не решаются

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. АиФ-СК 26/06/2013
Данил Балуев

 Представить себе Ставрополь без дорожных «заторов» сегодня невозможно, хотя краевая столица – отнюдь не мегаполис. А уж по маршруткам на душу населения мы, кажется, и вовсе впереди России всей. При этом троллейбуса можно безуспешно прождать час, автобусы, как правило, забиты под завязку. Как выйти из дорожного «тупика»? Об этих проблемах рассуждает бывший сотрудник троллейбусного парка Данил Балуев.

Дорогая альтернатива

– Данил, кажется, от «пробок» нет никакого спасения…

Кстати:

Недавно после проверки краевой прокуратуры был уволен директор казенного учреждения «Ставропольавто», которое координировало работу межмуниципальных маршруток. Свою работу он потерял после того, как краевая прокуратура выявила многочисленные нарушения на предприятии, которые представляют опасность для пассажиров. В частности посадка и высадка пассажиров, направляющихся по маршрутам: Бурукшун­Ставрополь, Киевка­Ставрополь, Кисловодск–Ставрополь осуществлялась вдоль проезжей части, поскольку специальной площадки не было.

– Причин их появления множество. Это в первую очередь низкая пропускная способность улиц, которые катастрофически не справляются с потоком транспорта. Усугубляют ситуацию парковки, которые создаются с нарушениями. Ещё причина – высокая автомобилизация населения. Мы сейчас идем по пути США 50-х годов, в которых развивался только автомобильный транспорт в ущерб общественному. Автомобили – главный источник пробок, уродливых парковок. Однако будем объективными: учитывая, в каком состоянии находится общественный транспорт, альтернатива автомобилю пока отсутствует.

И, наконец, полная деградация общественного транспорта. Здесь явное смещение приоритетов городской власти: вместо внедрения эффективного транспорта большой вместимости (автобусов, троллейбусов) у нас повсюду маршрутки.

– Как можно изменить ситуацию?

 – Уволить всех чиновников, ответственных за перевозки, и набрать специалистов, которые разбираются в этом вопросе. У людей должна быть достойная альтернатива автомобилю – хорошо работающий общественный транспорт большой вместимости. Стоит обратить внимание на велосипеды, создавать под них инфраструктуру. И, конечно же, стимулировать людей ходить пешком. Но не по нашим разбитым тротуарам, а по качественным и ухоженным. При всём этом общественный транспорт должен осуществлять ЧАСТЫЕ, ДЕШЕВЫЕ и ДОСТУПНЫЕ перевозки. В общем-то, нужна лишь политическая воля, чтобы решить эту проблему. Её в городе нет! У нас общественный транспорт – это бизнес мэрии.

Ну и ну:

Дикий случай произошёл этой весной в Ставрополе: водитель маршрутки, недовольный тем, что женщина оплатила проезд монетами, швырнул их ей в лицо. Несчастная заработала травму глаза, а её ребёнок чудом не пострадал. Итог – увольнение водителя­хама.

Берегись таксиста?

– Гости краевой столицы удивляются неслыханному количеству маршруток. Между тем цена на проезд в них – одна из самых высоких на Северном Кавказе…

 – Идёт настоящая война за пассажира: водители троллейбусов и маршруток соревнуются друг с другом за право первым подъехать к остановке, особенно в час пик. И «приёмы» самые разные: ждать друг друга на остановках, блокировать проезд или вообще проезжать остановки с целью подъехать к более «денежной» Комитет городского хозяйства на это ответил просто: дескать должен транспорт приносить прибыль.

Приведу интересный пример: в Москве первого марта на ул. Садовой восстановили трамвайное движение. Однако там началась настоящая война между «МосГортрансом» и коммерсантами – компанией «Такси-2». Коммерсанты снизили стоимость проезда на маршрутках с 28 руб. до 20. Да еще и плакаты повесили с силуэтом трамвая и надписью «Мы дешевле». Для дополнительного притока пассажиров на остановку выпустили зазывалу, который призывал выбирать маршрутное такси.

Между тем:

В прошлом году одна из крупных страховых компаний проанализировала состояние российского авторынка. Получилось, что в среднем на 1000 россиян приходится 249 легковых авто.

Причем, СКФО на момент проведения исследования занимал последнее место по стране по обеспеченности населения машинами. В среднем – 171 «легковушка» на тысячу жителей.

Выводы о реальной стоимости проезда, думаю, каждый сделает для себя сам.

– Считается, что работать на маршрутном такси сегодня очень выгодно…

 – Конечно, выгодно, но если знаешь хитрости этого бизнеса и имеешь хорошие связи.

Ну и, конечно, налоговый аспект: работают эти шофёры на ЕНВД без учета выручки (билеты-то никто не покупает), и реальные доходы определить просто невозможно. Однако не стоит рассматривать водителей-маршруточников как корень всех бед. Это обычные люди, которые хотят заработать деньги на жизнь, но система провоцирует их работать с нарушениями. Настоящие же «сливки» снимают владельцы маршрутов и люди, ответственные за распределение маршруток.

Почему «крышуют» маршрутки?

Евгений Баграмов

Евгений Баграмов, водитель троллейбуса (Ставрополь):

– Сегодня работать водителем троллейбуса – значит каждый день совершать подвиг. Главная проблема – это разнузданное поведение маршруточников, которые любыми способами стремятся «подрезать», перехватить пассажиров. Не секрет, что самыми прибыльными маршрутами в нашем крае владеют влиятельные люди, поэтому им не выгоден общественный транспорт.

Где обещанные два года назад «Единой Россией» 20 новеньких троллейбусов?

Сегодня «рогатых» в Ставрополе не хватает, на линии выходят не более 80 единиц электротранспорта, а есть и районы, из которых выбраться можно только на маршрутке. Резко ухудшились условия работы водителей «рогатых». Даже в центре, возле мэрии, уже нет обязательных полос для троллейбусов. Правила дорожного движения, в которых прописан пропуск троллейбуса перед машинами, наши «водилы» часто игнорируют.

Плевать им на то, как проедет махина весом 12 тонн и длиной 15 метров!

 Что ж мы удивляемся, что у нас каждые десять минут происходят аварии?!

Ещё не секрет, что водителей маршрутных такси зачастую никто не проверяет, в то время как шоферов троллейбусов – очень тщательно. Неудивительно, что нередко маршруточники ведут себя неадекватно.

 

Думаю, властям Ставрополя нужно присмотреться к опыту ростовчан, которые чётко разграничивают потоки общественного транспорта.

Как «обуздать» маршруточников

Действия водителей

Результат

Как нужно действовать

Оплата наличными

без билетов

Уход коммерсантов от налогов. В то же время у муниципального перевозчика полное налоговое бремя.

УСН 6% или 15% + 13% НДФЛ, как для всех ИП, строгий учет выручки, отмена ЕНВД

Перевозка без льгот

Чистая выручка у коммерсанта и тяжбы за компенсации льготного проезда у муниципала, которые достаточно трудно просчитать.

Заменить дотации от перевозок льготников на серьезную льготу в цене на электроэнергию и топливо, содержание инфраструктуры

Отправление от к/с за минуту или вообще вместе с муниципальным перевозчиком, создание всевозможных помех в движении муниципального транспорта

Собирает всех платёжеспособных пассажиров. Муниципалы же перевозят либо пустые салоны, либо льготников.

Обязать коммерсантов отправляться с конечной станции строго по расписанию, ввести серьезные санкции за создание помех муниципальному транспорту, вплоть до лишения права работать на маршруте

Работа только на выгодных маршрутах по выгодным направлениям

Контроль самых загруженных потоков, необоснованное дублирование маршрутов муниципального транспорта. Муниципалам же приходится обслуживать и социальные маршруты с низким заполнением.

Сделать все маршруты города социальными с обязательным перераспределением маршрутов в соответствии с пассажиропотоком. Малый транспорт – на малых, большой – на загруженных участках.

Мнение власти:

 

Виталий Тальницкий

Виталий Тальницкий, заместитель министра транспорта Ставропольского края:

– Снизить транспортную напряженность можно при помощи следующих долгосрочных мер:

  • активизация работы органов ГИБДД в части недопущения парковки транспортных средств с нарушением ПДД;
  • проведение разъяснительной работы с водителями общественного транспорта в связи с необходимостью заезда в остановочный карман для посадки­высадки пассажиров;
  • организация стабильной работы эвакуаторов;
  • устранение необоснованного дублирования маршрутов движения городского транспорта;
  • ликвидация полосы, выделенной для движения маршруток по ул. Пушкина – на участке от ул. Лермонтова до ул. Ленина;
  • выделение двух полос для движения в сторону выезда из города и одной полосы при въезде в город по пр­ту Кулакова – на участке от ул. Октябрьской до ул. Коломийцева путем нанесения дорожной разметки в границах существующей проезжей части;
  • проведение работ по изменению режимов работы светофорных объектов и их модернизации (оборудование дополнительными стрелками) с целью повышения пропускной способности перекрестков;
  • запрет проезда через улично­дорожную сеть города транзитного, большегрузного и тяжеловесного транспорта грузоподъемностью свыше 3,5 т.

Мнение эксперта:

 

Роман Цибрий

Роман Цибрий, государственный инспектор отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД по Ставропольскому краю:

– Решать проблемы общественного транспорта, в том числе, конечно, и дорожных заторов, в соответствии с федеральными законами, в первую очередь, обязаны органы местного самоуправления.

В Ставрополе необходимо произвести целый комплекс мероприятий: строительство парковок, в том числе многоуровневых, вынос за пределы жилой застройки административных зданий краевого значения, автовокзалов и других подобных учреждений и, конечно, строительство новых, а также реконструкция существующих улиц и дорог.

Необходимо разделение транспортных и пешеходных потоков при помощи строительства развязок и пешеходных переходов в разных уровнях. 

Положение дел может существенно улучшить комплексная система организации движения.

Глас народа:

Вот что думают о проблеме пробок блогеры.

vsg­r60: «…На мой взгляд, активного участия ГИБДД в организации движения очень не хватает. Огромное количество мест, где движение практически вообще никак не организовано.

berlinerschilde: «…пол­Европы катается на великах. А наши всё че­то никак».

sixts: «Необходимо разработать легкие и компактные частные вертолеты и строить посадочные площадки на всех зданиях».

tomas_crown_jr: «просто закрыть весь периметр города видеокамерами по­нормальному, а не через одно место, как сейчас, сделать единый центр управления, с круглосуточной записью, всем водителям объявить номер телефона».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (13)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах