Примерное время чтения: 9 минут
640

Что ставропольцы думают о ЕГЭ: мнения разделились

Ставрополь, 27 мая – АиФ-СК. На Ставрополье в 2013 году ЕГЭ сдают более 14 тысяч учащихся. Сегодня, 27 мая, ребята писали тесты по русскому языку. А корреспондент «АиФ-СК» общалась в одном из ставропольских лицеев с руководством и бывшими выпускниками на предмет нужности сдачи ЕГЭ.

 

Ольга Сударикова. Фото: Ольга Богатеева

 

Организатор ЕГЭ на протяжении трёх лет, психолог лицея № 38 г. Ставрополя Ольга Сударикова советует следующее: «Перед ЕГЭ нужно обязательно выспаться, покушать, а главное – заранее привыкнуть к этой ситуации. Поэтому в нашей школе в течение всего 11-го класса мы ЕГЭ проигрываем. И стараемся на игровом госэкзамене создать условия, максимально приближенные к настоящим: собираем выпускников в актовом зале для инструктажа, затем проводим испытания – как полагается, начиная от строгого паспортного контроля до разных рабочих моментов. Например, мы даже проигрывали ситуацию, когда парень забывает дома паспорт, и его отправляют с экзамена за документом. Самое важное здесь – профилактика тревожности. Я уже несколько лет работаю в разных учебных заведениях Ставрополя во время ЕГЭ и сделала вывод, что из трёх часов, отведенных на заполнение тестов, первый час, как правило, школьники адаптируются к незнакомому месту, незнакомым людям. Вы знаете, что ребята попадают в аудитории методом случайного выбора, так что на экзамене рядом могут оказаться дети из разных школ города. То есть абсолютно все и всё вокруг чужое. Ну, а если всё это проиграно заранее, причём в реальном времени, и ни раз, выпускники идут на единый госэкзамен более спокойно, психологически подготовленными, и это уже для них не так страшно. Как они по-детски волнуются: у них трясутся руки, в глазах – жуткий страх. Поэтому нужно готовить детей к преодолению стрессовой ситуации заранее.

 

Лицей №38. Фото: Ольга Богатеева

 

Не устраивать трагедию

И ещё один важный момент. Школа делает всё возможное, а вот семья порой перегибает палку. Есть два полюса. Одни родители, вспоминая своё прошлое, наплевательски относятся к подготовке детей к ЕГЭ и говорят: «Ничего, как-нибудь сдашь, тебе в случае чего помогут». Хотя ЕГЭ проходит очень строго – ни шпаргалок, ни телефонов, никаких «по блату» – всё это исключается. Есть только выпускник и его знания. Но нередка со стороны родителей и другая крайность. Как-то в чужой школе я спросила у сдававшего экзамен парня, как он себя чувствует, на что тот нервно парировал: «Вы не понимаете. У меня же вся судьба решается». Это неправильный настрой родителей, которые ставят финансовый вопрос выше психологического состояния своего ребёнка. Зачастую они говорят своим чадам: «Попробуй только не сдать как нужно, я столько денег на репетиторов потратила, да и за вуз я тебе платить не стану». Дорогие мамы и папы, этого делать категорически нельзя. Наоборот, подбадривайте сыновей и дочерей, говорите, как вы в них верите. Тогда у ребёнка идёт мотивация на успех. Мало того, что в течение всего 11 класса дети испытывают давление со стороны школы, так ещё и дома они не чувствуют поддержки в тылу».

 

Роза Баранова. Фото: Ольга Богатеева

 

Такой жизненный пример привела и Роза Баранова – президент Ставропольской региональной общественной организации «Открытый дом – детская служба спасения». «Это было в прошлом году. Мальчик из Михайловска (фамилию по понятным причинам не называю), отличник, достойный сын своих родителей, победитель Олимпиад, спортсмен, не добрал на ЕГЭ по английскому языку одного балла, которого потом не хватило для прохождения на бюджетной основе на престижную специальность. Причём весь нюанс был в том, что давалось определённое количество слов для перевода, и несколько были переведены неточно. Реакция мамы убила всех. Что было дома с ней – вы не представляете! У неё начался истинный психоз, мальчика прятали подальше с глаз родительницы. Она вела себя так, будто сын разрушил все её мечты! Папа метался от ребёнка к супруге, не зная, кого успокаивать. Тогда Надежда Палиева, заместитель министра образования Ставропольского края им советовала: «Вы лучше купите тортик и отметьте всей семьёй успешное окончание школы». Кстати, хорошее всем пожелание. К счастью, ситуация разрешилась удачно. Родители сдали документы на оспаривание, результаты ЕГЭ пересмотрели, в частности, те злосчастные несколько слов, неправильно переведённые, и в результате парень поступил. Но где гарантия, что этот неприятный осадок от поведения матери не останется в его душе на всю жизнь?»

23-летняя Татьяна Шеремет, филолог по образованию, вспоминает свой госэкзамен с содроганием: «В 2007 году наш выпуск попал под эксперимент – это был первый год, когда ЕГЭ сдавали в Ставрополе. У нас в 64 школе дети не верили, родители не верили до последнего, что в такой форме мы будем сдавать выпускные экзамены. Об этом узнали за полгода, но надеялись, что всё-таки отменят. Конечно, в самый первый год сдавали ЕГЭ намного мягче. Более других переживали отличники, боявшиеся лишиться медали. Но тогда им ещё можно было за телефоном выходить в туалет, позвонить в случае чего преподавателю. Это кого-то спасло. У нас ЕГЭ сдавали все, но при поступлении в вузы было 50 на 50. Я поступала на филфак в СГУ: русский язык мне засчитали по результатам ЕГЭ, а литературу сдала устно, по билетам. И прошла на бюджетное место. Моё личное мнение, что госэкзамен в школе в такой форме, которую государство навязало всем без исключения, – это неправильно. Ты с учителем работаешь на протяжении 10 лет, и он знает, как в течение года, а то и всех старших классов средней школы ты работал. Он понимает, что ты можешь знать материал, но сильно волноваться. А ЕГЭ – это уравниловка. Да ещё неизвестное место, неизвестные люди, это огромный стресс для подростков. Я это сама поняла, только когда закончила педагогический вуз. Нельзя всех тестировать на западный манер под одну гребёнку, живой экзамен даёт более полноценную картину о знаниях выпускников».

Счастливый билет

Александра Маилова, выпускница ставропольского лицея № 38 в 2012 году: «ЕГЭ пугают все, всегда и везде. Особенно неполучением школьного аттестата. Я благодарна педагогам нашего лицея, потому что весь 11 класс нас натаскивали как собачек. За каждого из нас тряслись, каждому по 30 раз всё объясняли. У директора для нас была такая установка: «60 % вашего успеха на ЕГЭ зависит от того, что я вам говорю, а вы должны выполнять. Результат налицо – госэкзамен сдали все, причём в вузы по его результатам поступили ребята, которые не надеялись пройти даже на коммерческое отделение. Из всего нашего класса только две девушки не стали поступать, а решили работать. Показателен мой личный пример. После девятого класса почти с истерикой я ушла из школы и сказала маме, что больше учиться не буду. Я имею инвалидность, знания были ужасные. Но меня уговорили прийти в единственную в городе школу III ступени – наш лицей обучает только учеников 10 и 11 классов, где меня так подготовили, что и ЕГЭ сдала, и поступила в университет на редкую специальность «налоги и налогообложение», с таким дипломом смогу быть специалистом широкого профиля – от кассира в магазине до директора налоговой службы. Так после моей школы в вузе мне даже стало скучно учиться, поэтому я ещё пошла в Школу студенческого актива, занимаюсь волонтёрством. Мой одноклассник, тоже, будучи далеко не семи пядей во лбу, уже год, после сдачи ЕГЭ, учится в СКФУ на преподавателя физики и математики».

 

Елена Шуаева. Фото: Ольга Богатеева

 

Елена Шуаева, директор МБОУ лицей № 38 – первого в городе лицея III ступени: «Сначала ЕГЭ был пилотным проектом. И хотя с того времени прошло уже 6 лет, однозначно говорить о плюсах или минусах единого госэкзамена я не могу. Хотя есть очевидный положительный момент. Я сама мама недавнего выпускника школы и расскажу на своём примере. Благодаря сдаче ЕГЭ значительно расширилась география поступления абитуриентов в вузы России. Мы отослали документы в Москву и всё, спокойно ждали. А поехали отвозить подлинники, только когда нам пришло подтверждение, что сын поступил в один из известных вузов Москвы. Весьма положительный экономический эффект: гораздо меньше средств тратится на пребывание в столице (мальчику сразу дали комнату в общежитии). А представьте, когда раньше абитуриенты приезжали и жили месяцами в Москве, снимали дорогостоящие квартиры, нужны были деньги на питание. И при этом можно ведь было и не поступить по тем или иным причинам, вернуться в родной город ни с чем, с пустым кошельком. Поэтому ЕГЭ действительно даёт шанс детям из малообеспеченных семей получить свою путёвку в жизнь. При этом я не понимаю некоторых коллег из других школ. Слышала, есть такие учителя, что говорят: «Мы провели урок, дело своё сделали, нам зарплату платят только за это. К ЕГЭ пусть вас готовят родители, репетиторы, кто угодно. У нас же все силы учителей брошены, чтобы готовить планомерно, в течение школьных уроков, каждого учащегося к сдаче единого госэкзамена на протяжении двух лет».

Правильно говорят в народе: «Мудрый родитель отдаёт ребёнка не школе, а учителю».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах